Борис ИГНАТЬЕВ: «В «Динамо» нашел то, чего нет в большей части российских команд — ощущение семьи» : 830808 : Футбол

Футбол Украина : Новости за 7 дней

Все регионы | Киев и область | Харьков и область | Днепропетровск и область | Донецк и область | Запорожье и область | Винница и область | Житомир и область | Ивано Франковск и область | Кропивницкий и область | Луганск и область | Луцк и Волынская область | Львов и область | Николаев и область | Одесса и область | Полтава и область | Ровно и область | Симферополь и Крым | Сумы и область | Тернополь и область | Ужгород и Закарпатская область | Херсон и область | Хмельницкий и область | Черкассы и область | Чернигов и область | Черновцы и область
Местные новости | Акции и скидки | Объявления | Афиша | Пресс-релизы | Бизнес | Политика | Спорт | Наука | Технологии | Здоровье | Досуг | Помогите детям!
Все регионы > Украина : Последние новости > Спорт > Футбол
Подробно

Борис ИГНАТЬЕВ: «В «Динамо» нашел то, чего нет в большей части российских команд — ощущение семьи»

Вашему вниманию вторая часть интервью с одним из тренеров киевского "Динамо" Борисом Игнатьевым. Первая часть беседы с российским специалистом была опубликована на нашем сайте вчера. — Гляжу на вас, Борис Петрович — и не верится, что в декабре вы отпраздновали 70-летний юбилей. Что помогает сохранять физическую форму? — Ничего сверхъестественного для этого не требуется. Надо жить полнокровной жизнью, но главное — иметь интересную работу, которая поднимает тонус и дает положительные эмоции. Тогда организм сам выдает дополнительные ресурсы, о существовании которых ты, может, и не догадывался. Вот просыпаешься утром — и знаешь, что заниматься сегодня бу­дешь любимым делом, которое тебе по душе. Нет ничего хуже безделья, когда сидишь и ломаешь голову — чем бы себя занять. — Вы признавались, что никогда не курили, но в командах, с которыми довелось работать, бывали игроки, позво­лявшие себе выкурить на досуге сигарету-другую, а то и пачку. Как отучали их от пагубной привычки — уговорами, штрафами? — Да никак на самом деле не отучал. В любой команде существует свод правил, и если, к примеру, футболист нарушает дисциплину на глазах у всех — в отеле, допустим, или же на базе, наказание следует неотвратимо. Но никакие ду­шеспасительные беседы не помогут, если человек пожелает закурить не публично. — Я ведь не случайно спросил о курении. Накануне выхода "Динамо" из зимнего отпуска одна желтая газета помес­тила снимок Артема Милевского с сигаретой, но Юрий Семин сказал, что это дело футболиста, как проводить свое свободное время. Важно, чтобы не отражалось вольное поведение на тренировочном процессе, а в нем этот фор­вард — среди лидеров. — Полностью согласен. Вот если игрок станет отдаваться делу на поле — что в матче, что на тренировке — не так, как от него ожидают, ему на несоблюдение режима укажут. И, может, даже накажут рублем или в данном случае гривной. А если работает в интересах команды, не вызывая никаких нареканий, воспитательные беседы пользы определенно не принесут. — Вместе с тем, еще поэт заметил: "Да, были люди в наше время...". Футболисты прежних поколений, случалось, и выпить могли, и дымили прилично, но на поле отрабатывали за десятерых. — Футбольный век эти соблазны укорачивали что тогда, что сейчас. Иное дело, что игра нынче стала другой — выше и скорости, и физические нагрузки. Мы о таких даже не помышляли. Былой футбол и нынешний — это примерно как "Москвич" и "Мерседес". Не сопоставимые просто величины. Сегодня выпасть из тренировочного процесса, дать себе слабину чревато — догнать тех, кто не позволял себе вольностей, бывает крайне сложно. — С Семиным вы дружны с тех времен, когда вместе помогали Павлу Садырину в сборной России? — Знакомы-то были и раньше — вызывал его игроков в юношескую сборную, и он держал со мной постоянный контакт. Интересовался, как там ребята, давал нужную информацию. Но по-настоящему, вы правы, сошлись именно работая с Садыриным. — Неужели ни разу с тех пор не ссорились? — Без разногласий, само собой, не обходилось. Ведь истина, как известно, рождается в споре, и мы с Семиным пони­маем, что дискуссии — только на пользу делу. Конкретных примеров, уж извините, не приведу — это наша внутренняя кухня. — Случается, что коллега по итогам спора принимает вашу точку зрения? — Бывает по всякому, но последнее слово всегда, разумеется, за главным тренером. На нем ответственность за результат, а моя задача — высказав свою точку зрения, подтолкнуть его к решению, которое было бы лучше для команды. — Вы ведь и с Валерием Лобановским как-то спорили. Читал, что в бытность тренером юношеской сборной СССР не­редко бывали на его тренировках в Новогорске и в Конча-Зас-пе, и когда он сказал вам, что необученным игрокам в командах мастеров не место, возразили: мол, обучать футболистов надо на любом уровне. — Я тогда приехал в Киев посмотреть на тренировки "Динамо". Валерий Васильевич на вечернем занятии дал дублерам точно такие же упражнения, что и основному составу, а молодые ребята с задачей не справлялись. Вот тогда Лобановский мне и сказал: дескать, этих ребят проще заменить, чем учить тому, что ему казалось азами. С позиции стоявших перед командой задач мэтр считал это недопустимой тратой времени: приходить к нему должны только готовые игроки, которых остается лишь направить тактически в нужное русло. Как тренер юношеской сборной, я смотрел на ситуацию несколько иначе, так как считал, что задача моей команды — воспитание кадров для главной команды страны. — Лобановский прислушивался к чужому мнению? — Мы с ним немало общались, и мне импонировала его манера поведения и разговора, но главное — его доступность. Мы-то, молодые тренеры, смотрели на него как на бога, а он — никогда не отказывался разъяснить нам суть того или иного футбольного явления, всегда был готов изложить свои взгляды на эволюцию современной игры. В принципе, методика Вячеславом Колосковым тогда была выстроена правильная: на тренировках национальной сборной всегда присутствовали наставники сборных ниже рангом. После каждого занятия либо Симонян, Морозов или Мосягин, либо сам Лобановский рассказывали нам о целях и задачах тренировки, что удалось в ее ходе, а что нет. Мало того, Васильич нас пытал: что понравилось, что не понравилось. А потом подводил итог: тут вы, ребята, попали в точку, а тут ошибаетесь. Так мы и учились, опираясь на разговоры с большим мастером. — Возвращаясь к режиму: вы рассказывали, что в Эмиратах, где работали с клубом, у вас был вратарь, закрутивший ро­ман с советской танцовщицей из приехавшего на гастроли пермского ансамбля и пропавший на неделю. Восток дело тонкое? — Не знаю как сейчас, но тогда, в конце восьмидесятых, футболисты в арабских странах, хоть и числились профес­сионалами, в действительно профессиональном отношении к делу понимали мало. Игроки могли прийти на тренировку или на матч, а могли запросто их проигнорировать. Наказания, конечно же, следовали, но в силу того, что по жизни в этой стране достаточно богатые люди, штрафы для них — что слону дробина. А тот вратарь и в самом деле попал под чары наших женщин — тогда они были на востоке в диковинку. Меня же его отношение к работе шокировало: парень считался основным вратарем. Пришлось ставить запасного — и, между прочим, тот достаточно долго оставался на первых ролях. Пока и сам что-то не натворил и не был убран из клуба президентом. Деталей не знаю -меня к таким нюансам не подпускали. — Это, полагаю, далеко не единственное проявление восточной специфики, с которым вам довелось столкнуться. — Многое удивляло. Скажем, провожу разбор игры, а один футболист вдруг запускает в другого тяжеленной такой пе­пельницей. Хорошо, что в плечо попал, а не в голову. Не сразу понял, в чем дело, а узнав — был шокирован. Оказалось, бросавший, слушая меня, чем-то еще параллельно занимался, а другого это рассмешило. Тот парень оказался с гонором и насмешки не простил. — А если бы история с вратарем, о которой мы говорили, случилась в вашей команде в России или в Украине — что бы предприняли? — Дело бы точно штрафом не ограничилось. Исходили бы из прописанных в его контракте санкций и уровня футболиста. Принимали бы во внимание, какую роль он играет в клубе, насколько колоритной в футбольном смысле личностью является. Раньше-то можно было просто отчислить человека — и дело с концом. Никакие компенсации и неустойки платить не приходилось. Теперь все не так. — Однако и прежде на колоритность, как вы сказали, обращали внимание... — Это не секрет. В знаменитой "команде лейтенантов" ЦДКА был, скажем, Демин: он мог пить четыре дня в неделю, а в пятницу — появлялся и творил на поле чудеса. С футболом, правда, ему пришлось закончить до срока, но это — обычная история для того времени и такого отношения к своему организму. — Среди игроков, не раскрывших свой талант в полной мере, вы как-то назвали Олега Саленко. Трудно представить, какой же была его максимальная планка, если даже не достигнув ее, он стал лучшим бомбардиром ЧМ-1994. — Олег был замечательным футболистом. Большим мастером, если хотите. Имел, как мне кажется, все шансы продлить спортивный век, но, чувствуя, как щедро природа наделила его талантом, особо и не стремился ей помогать. А мог ведь еще играть и играть. Известны и противоположные примеры. Блохин свой прощальный матч провел в 37, был признан луч­шим футболистом Европы, так долго оставался на вершине в Союзе. Бывая на тренировках сборной СССР, замечал, как серьезно он относился к своей работе. Поясню: в футболе, на мой взгляд, работа определяется не беготней на протяжении девяноста минут, а ощущением конкретного эпизода и вложением в него души. Саленко, видимо, не считал это нужным, поскольку на фоне партнеров ему порой было достаточно и 80 процентов от общего потенциала. — Вы в Киеве с ним встречались? — В этот раз нет, но не так давно мы общались в Москве на ветеранском турнире памяти Виктора Маслова. Зашел в раздевалку, пообщался с ребятами. — Трудно представить, что ваша тренерская карьера измеряется почти четырьмя десятками лет: работать вы начали в неполные 33 года, а документы в ВШТ, где учились с такими глыбами как Яшин, Иванов, Царев, Кесарев подали еще в 27, в бытность игроком. Давно ли вывели для себя формулу, что тренировать надо только там, где получаешь от этого удовольствие? — В самом начале, когда только стал вникать в суть профессии, конспектируя за тренерами различные упражнения. Мотал их науку на ус, что-то для себя переосмысливал. И вывод, мною сделанный, таков: не стоит зацикливаться на ранге команды, с которой работаешь. Намного важнее, комфортно ли чувствуешь себя в ней. Скажем, после сборной я пошел в третий российский дивизион, хотя имел множество предложений. Принял "Торпедо-ЗИЛ" — и вывел его шаг за шагом в элиту. Каких-то особых денег там не было — пусть говорили, что Игнатьев погнался за длинным рублем. Был прекрасный директор автозавода имени Лихачева, сказавший: у нас есть все условия, свой стадион, база, болельщики. Не хватает хорошей команды, но у вас, думаю, получится ее создать. — В Киеве вы получаете удовольствие от работы? — А как же иначе! Когда покидал "Динамо" в 2009-м, так друзьям и говорил: ухожу с комфортного места. Здесь нашел то, чего нет в большей части российских команд — ощущение семьи. Инфраструктура, к тому же, у клуба на зависть, ответственные за развитие футбольного направления люди знают свое дело досконально. При этом не переступают грань между компетенцией менеджера и тренера, не позволяют себе ни при каких обстоятельствах вмешиваться в работу наставника или давать ему пустые советы. В "Локомотиве", например, дело обстояло иначе. — Смородская вмешивалась в тренировочный процесс? — Нет, в организационный. Например, могла прийти и сказать, что для восстановления сил после матчей игрокам не­пременно нужно есть кашу и получать таким образом углеводные инъекции. К сожалению, госпожа президент не представляла себе в полной мере значение недельного цикла, восстановительного процесса... Да, впрочем, не в методике дело — есть же в конце концов отвечающий за результат главный тренер, врач, профессионально все эти тонкости знающий. — Мирча Луческу сказал, что на месте Семина не вернулся бы в команду, где уже работал, потому что на него смотрели бы как на потенциального мессию. У вас не было сомнений, когда Семин вновь позвал в Киев? — Сколько людей, столько и мнений. Кто-то считает, что в одну реку нельзя войти дважды, кто-то не видит в повторении пройденного никакой проблемы. В возвращении на прежнее место есть множество положительных сторон: не нужно время на адаптацию, есть четкое представление о возможностях большинства игроков и том, как с ними работать. Скажем, Лобановский тоже возвращался в "Динамо" после дальних странствий — и ведь результата добился фено­менального. После него до полуфинала Лиги чемпионов из постсоветских клубов никто не доходил. — В вашей карьере самой печальной вехой, мне кажется, была ничья 4:4 и поражение по пенальти с Нигерией в чет­вертьфинале юношеского чемпионата мира-1989, когда вы за двадцать минут до конца вели со счетом 4:0. Поговаривают, что тот результат — вовсе не досадная случайность, хотя вас и упрекали в замене накануне пе­реболевшего ангиной Сергея Кирьякова. — Любой отрицательный результат — это промах тренера. Говорю это искренне, не пытаясь укрыться за красивыми словами. После того нашего злополучного проигрыша собрался тренерский совет, и Андрей Петрович Старостин бросил мне тот самый упрек: мол, не следовало менять нападающего. Но я же его не защитником заменил! В пару к Саленко выпустил Юру Никифорова -большого мастера. Но в результате нам просто фатально не повезло. Представьте: соперники били с 30 метров — и забивали! — Вы как-то вспоминали, что в 80-х ваши игроки на турнире в Гонконге договорились с местными "жучками", державшими тотализатор — и при мизерных суточных привезли в аэропорт перед вылетом коробки с какой-то невиданной в Союзе техникой. Часто ли вам доводилось сталкиваться с матчами, в которых результат, скажем так, был задан заранее? — Какие вы интересные детали из моей жизни знаете — я их и сам, если честно, успел позабыть. А сомнительные игры и результаты случались, конечно. И сейчас бывают. Только обсуждать их мне, право слово, не хочется. Я ведь дипломат по натуре, а тут рискую людей лишний раз обидеть. — Надеюсь, я не обижу вас, если спрошу, какова судьба запонок, в свое время подаренных Жоао Авеланжем на том са­мом юниорском чемпионате мира? — Президенту ФИФА очень нравилась игра нашей сборной — вот он и решил отметить тренера. А запонки, которые я от силы два раза надевал, не сохранились: торопился я как-то на день рождения одного большого человека, а подарить было нечего. Упаковал их — и преподнес. Именинник остался доволен...  
Вашему вниманию вторая часть интервью с одним из тренеров киевского "Динамо" Борисом Игнатьевым. Первая часть беседы с российским специалистом была опубликована на нашем сайте вчера.
— Гляжу на вас, Борис Петрович — и не верится, что в декабре вы отпраздновали 70-летний юбилей. Что помогает сохранять физическую форму?
— Ничего сверхъестественного для этого не требуется. Надо жить полнокровной жизнью, но главное — иметь интересную работу, которая поднимает тонус и дает положительные эмоции. Тогда организм сам выдает дополнительные ресурсы, о существовании которых ты, может, и не догадывался. Вот просыпаешься утром — и знаешь, что заниматься сегодня бу­дешь любимым делом, которое тебе по душе. Нет ничего хуже безделья, когда сидишь и ломаешь голову — чем бы себя занять.
— Вы признавались, что никогда не курили, но в командах, с которыми довелось работать, бывали игроки, позво­лявшие себе выкурить на досуге сигарету-другую, а то и пачку. Как отучали их от пагубной привычки — уговорами, штрафами?
— Да никак на самом деле не отучал. В любой команде существует свод правил, и если, к примеру, футболист нарушает дисциплину на глазах у всех — в отеле, допустим, или же на базе, наказание следует неотвратимо. Но никакие ду­шеспасительные беседы не помогут, если человек пожелает закурить не публично.
— Я ведь не случайно спросил о курении. Накануне выхода "Динамо" из зимнего отпуска одна желтая газета помес­тила снимок Артема Милевского с сигаретой, но Юрий Семин сказал, что это дело футболиста, как проводить свое свободное время. Важно, чтобы не отражалось вольное поведение на тренировочном процессе, а в нем этот фор­вард — среди лидеров.
— Полностью согласен. Вот если игрок станет отдаваться делу на поле — что в матче, что на тренировке — не так, как от него ожидают, ему на несоблюдение режима укажут. И, может, даже накажут рублем или в данном случае гривной. А если работает в интересах команды, не вызывая никаких нареканий, воспитательные беседы пользы определенно не принесут.
— Вместе с тем, еще поэт заметил: "Да, были люди в наше время...". Футболисты прежних поколений, случалось, и выпить могли, и дымили прилично, но на поле отрабатывали за десятерых.
— Футбольный век эти соблазны укорачивали что тогда, что сейчас. Иное дело, что игра нынче стала другой — выше и скорости, и физические нагрузки. Мы о таких даже не помышляли. Былой футбол и нынешний — это примерно как "Москвич" и "Мерседес". Не сопоставимые просто величины. Сегодня выпасть из тренировочного процесса, дать себе слабину чревато — догнать тех, кто не позволял себе вольностей, бывает крайне сложно.
— С Семиным вы дружны с тех времен, когда вместе помогали Павлу Садырину в сборной России?
— Знакомы-то были и раньше — вызывал его игроков в юношескую сборную, и он держал со мной постоянный контакт. Интересовался, как там ребята, давал нужную информацию. Но по-настоящему, вы правы, сошлись именно работая с Садыриным.
— Неужели ни разу с тех пор не ссорились?
— Без разногласий, само собой, не обходилось. Ведь истина, как известно, рождается в споре, и мы с Семиным пони­маем, что дискуссии — только на пользу делу. Конкретных примеров, уж извините, не приведу — это наша внутренняя кухня.
— Случается, что коллега по итогам спора принимает вашу точку зрения?
— Бывает по всякому, но последнее слово всегда, разумеется, за главным тренером. На нем ответственность за результат, а моя задача — высказав свою точку зрения, подтолкнуть его к решению, которое было бы лучше для команды.
— Вы ведь и с Валерием Лобановским как-то спорили. Читал, что в бытность тренером юношеской сборной СССР не­редко бывали на его тренировках в Новогорске и в Конча-Зас-пе, и когда он сказал вам, что необученным игрокам в командах мастеров не место, возразили: мол, обучать футболистов надо на любом уровне.
— Я тогда приехал в Киев посмотреть на тренировки "Динамо". Валерий Васильевич на вечернем занятии дал дублерам точно такие же упражнения, что и основному составу, а молодые ребята с задачей не справлялись. Вот тогда Лобановский мне и сказал: дескать, этих ребят проще заменить, чем учить тому, что ему казалось азами. С позиции стоявших перед командой задач мэтр считал это недопустимой тратой времени: приходить к нему должны только готовые игроки, которых остается лишь направить тактически в нужное русло. Как тренер юношеской сборной, я смотрел на ситуацию несколько иначе, так как считал, что задача моей команды — воспитание кадров для главной команды страны.
— Лобановский прислушивался к чужому мнению?
— Мы с ним немало общались, и мне импонировала его манера поведения и разговора, но главное — его доступность. Мы-то, молодые тренеры, смотрели на него как на бога, а он — никогда не отказывался разъяснить нам суть того или иного футбольного явления, всегда был готов изложить свои взгляды на эволюцию современной игры. В принципе, методика Вячеславом Колосковым тогда была выстроена правильная: на тренировках национальной сборной всегда присутствовали наставники сборных ниже рангом. После каждого занятия либо Симонян, Морозов или Мосягин, либо сам Лобановский рассказывали нам о целях и задачах тренировки, что удалось в ее ходе, а что нет. Мало того, Васильич нас пытал: что понравилось, что не понравилось. А потом подводил итог: тут вы, ребята, попали в точку, а тут ошибаетесь. Так мы и учились, опираясь на разговоры с большим мастером.
— Возвращаясь к режиму: вы рассказывали, что в Эмиратах, где работали с клубом, у вас был вратарь, закрутивший ро­ман с советской танцовщицей из приехавшего на гастроли пермского ансамбля и пропавший на неделю. Восток дело тонкое?
— Не знаю как сейчас, но тогда, в конце восьмидесятых, футболисты в арабских странах, хоть и числились профес­сионалами, в действительно профессиональном отношении к делу понимали мало. Игроки могли прийти на тренировку или на матч, а могли запросто их проигнорировать. Наказания, конечно же, следовали, но в силу того, что по жизни в этой стране достаточно богатые люди, штрафы для них — что слону дробина.
А тот вратарь и в самом деле попал под чары наших женщин — тогда они были на востоке в диковинку. Меня же его отношение к работе шокировало: парень считался основным вратарем. Пришлось ставить запасного — и, между прочим, тот достаточно долго оставался на первых ролях. Пока и сам что-то не натворил и не был убран из клуба президентом. Деталей не знаю -меня к таким нюансам не подпускали.
— Это, полагаю, далеко не единственное проявление восточной специфики, с которым вам довелось столкнуться.
— Многое удивляло. Скажем, провожу разбор игры, а один футболист вдруг запускает в другого тяжеленной такой пе­пельницей. Хорошо, что в плечо попал, а не в голову. Не сразу понял, в чем дело, а узнав — был шокирован. Оказалось, бросавший, слушая меня, чем-то еще параллельно занимался, а другого это рассмешило. Тот парень оказался с гонором и насмешки не простил.
— А если бы история с вратарем, о которой мы говорили, случилась в вашей команде в России или в Украине — что бы предприняли?
— Дело бы точно штрафом не ограничилось. Исходили бы из прописанных в его контракте санкций и уровня футболиста. Принимали бы во внимание, какую роль он играет в клубе, насколько колоритной в футбольном смысле личностью является. Раньше-то можно было просто отчислить человека — и дело с концом. Никакие компенсации и неустойки платить не приходилось. Теперь все не так.
— Однако и прежде на колоритность, как вы сказали, обращали внимание...
— Это не секрет. В знаменитой "команде лейтенантов" ЦДКА был, скажем, Демин: он мог пить четыре дня в неделю, а в пятницу — появлялся и творил на поле чудеса. С футболом, правда, ему пришлось закончить до срока, но это — обычная история для того времени и такого отношения к своему организму.
— Среди игроков, не раскрывших свой талант в полной мере, вы как-то назвали Олега Саленко. Трудно представить, какой же была его максимальная планка, если даже не достигнув ее, он стал лучшим бомбардиром ЧМ-1994.
— Олег был замечательным футболистом. Большим мастером, если хотите. Имел, как мне кажется, все шансы продлить спортивный век, но, чувствуя, как щедро природа наделила его талантом, особо и не стремился ей помогать. А мог ведь еще играть и играть. Известны и противоположные примеры. Блохин свой прощальный матч провел в 37, был признан луч­шим футболистом Европы, так долго оставался на вершине в Союзе. Бывая на тренировках сборной СССР, замечал, как серьезно он относился к своей работе. Поясню: в футболе, на мой взгляд, работа определяется не беготней на протяжении девяноста минут, а ощущением конкретного эпизода и вложением в него души. Саленко, видимо, не считал это нужным, поскольку на фоне партнеров ему порой было достаточно и 80 процентов от общего потенциала.
— Вы в Киеве с ним встречались?
— В этот раз нет, но не так давно мы общались в Москве на ветеранском турнире памяти Виктора Маслова. Зашел в раздевалку, пообщался с ребятами.
— Трудно представить, что ваша тренерская карьера измеряется почти четырьмя десятками лет: работать вы начали в неполные 33 года, а документы в ВШТ, где учились с такими глыбами как Яшин, Иванов, Царев, Кесарев подали еще в 27, в бытность игроком. Давно ли вывели для себя формулу, что тренировать надо только там, где получаешь от этого удовольствие?
— В самом начале, когда только стал вникать в суть профессии, конспектируя за тренерами различные упражнения. Мотал их науку на ус, что-то для себя переосмысливал. И вывод, мною сделанный, таков: не стоит зацикливаться на ранге команды, с которой работаешь. Намного важнее, комфортно ли чувствуешь себя в ней. Скажем, после сборной я пошел в третий российский дивизион, хотя имел множество предложений. Принял "Торпедо-ЗИЛ" — и вывел его шаг за шагом в элиту. Каких-то особых денег там не было — пусть говорили, что Игнатьев погнался за длинным рублем. Был прекрасный директор автозавода имени Лихачева, сказавший: у нас есть все условия, свой стадион, база, болельщики. Не хватает хорошей команды, но у вас, думаю, получится ее создать.
— В Киеве вы получаете удовольствие от работы?
— А как же иначе! Когда покидал "Динамо" в 2009-м, так друзьям и говорил: ухожу с комфортного места. Здесь нашел то, чего нет в большей части российских команд — ощущение семьи. Инфраструктура, к тому же, у клуба на зависть, ответственные за развитие футбольного направления люди знают свое дело досконально. При этом не переступают грань между компетенцией менеджера и тренера, не позволяют себе ни при каких обстоятельствах вмешиваться в работу наставника или давать ему пустые советы. В "Локомотиве", например, дело обстояло иначе.
— Смородская вмешивалась в тренировочный процесс?
— Нет, в организационный. Например, могла прийти и сказать, что для восстановления сил после матчей игрокам не­пременно нужно есть кашу и получать таким образом углеводные инъекции. К сожалению, госпожа президент не представляла себе в полной мере значение недельного цикла, восстановительного процесса... Да, впрочем, не в методике дело — есть же в конце концов отвечающий за результат главный тренер, врач, профессионально все эти тонкости знающий.
— Мирча Луческу сказал, что на месте Семина не вернулся бы в команду, где уже работал, потому что на него смотрели бы как на потенциального мессию. У вас не было сомнений, когда Семин вновь позвал в Киев?
— Сколько людей, столько и мнений. Кто-то считает, что в одну реку нельзя войти дважды, кто-то не видит в повторении пройденного никакой проблемы. В возвращении на прежнее место есть множество положительных сторон: не нужно время на адаптацию, есть четкое представление о возможностях большинства игроков и том, как с ними работать. Скажем, Лобановский тоже возвращался в "Динамо" после дальних странствий — и ведь результата добился фено­менального. После него до полуфинала Лиги чемпионов из постсоветских клубов никто не доходил.
— В вашей карьере самой печальной вехой, мне кажется, была ничья 4:4 и поражение по пенальти с Нигерией в чет­вертьфинале юношеского чемпионата мира-1989, когда вы за двадцать минут до конца вели со счетом 4:0. Поговаривают, что тот результат — вовсе не досадная случайность, хотя вас и упрекали в замене накануне пе­реболевшего ангиной Сергея Кирьякова.
— Любой отрицательный результат — это промах тренера. Говорю это искренне, не пытаясь укрыться за красивыми словами. После того нашего злополучного проигрыша собрался тренерский совет, и Андрей Петрович Старостин бросил мне тот самый упрек: мол, не следовало менять нападающего. Но я же его не защитником заменил! В пару к Саленко выпустил Юру Никифорова -большого мастера. Но в результате нам просто фатально не повезло. Представьте: соперники били с 30 метров — и забивали!
— Вы как-то вспоминали, что в 80-х ваши игроки на турнире в Гонконге договорились с местными "жучками", державшими тотализатор — и при мизерных суточных привезли в аэропорт перед вылетом коробки с какой-то невиданной в Союзе техникой. Часто ли вам доводилось сталкиваться с матчами, в которых результат, скажем так, был задан заранее?
— Какие вы интересные детали из моей жизни знаете — я их и сам, если честно, успел позабыть. А сомнительные игры и результаты случались, конечно. И сейчас бывают. Только обсуждать их мне, право слово, не хочется. Я ведь дипломат по натуре, а тут рискую людей лишний раз обидеть.
— Надеюсь, я не обижу вас, если спрошу, какова судьба запонок, в свое время подаренных Жоао Авеланжем на том са­мом юниорском чемпионате мира?
— Президенту ФИФА очень нравилась игра нашей сборной — вот он и решил отметить тренера. А запонки, которые я от силы два раза надевал, не сохранились: торопился я как-то на день рождения одного большого человека, а подарить было нечего. Упаковал их — и преподнес. Именинник остался доволен...
 
Загрузка...


Источник: ПРО ФУТБОЛ | Прочитать на источнике

 

Добавить комментарий к новости "Борис ИГНАТЬЕВ: «В «Динамо» нашел то, чего нет в большей части российских команд — ощущение семьи»"

Ваше имя:

Ваш email адрес: (email не публикуется на страницах сайта)

Комментарий:



Календарь
Новых вестей сегодня: 13
Новых вестей вчера: 6

Сегодня | 7 дней | 30 дней

<<

Июль 2024

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Комментарии

Кировоград-25: история в погонах

Стрелец. 15-08-2023 08:45
Грязь там осталась, а не офицеры.. ...

Підвищення кваліфікації вчителів онлайн: оптимальний вибір

КатеринаШ. 23-02-2023 10:52
Порадьте зручний LMS для викладання онлайн, бажано не англомовний. . ...

Polly Group Ukraine

Avenue17Ru. 21-10-2022 14:16
Мне кажется это очень хорошая идея. Полностью с Вами соглашусь.
. ...

На дачу едут на одной ноге!
Но на этом испытания пенсионеров не заканчиваются – впереди пешие марш-броски по 3-5 километров

ОbMalv. 19-11-2021 11:51
Спасибо, ваш сайт очень полезный!
. ...

Закупівля нових «Пакунків малюка» під загрозою зриву

Ольга. 11-05-2021 18:00
Господи... Неужели у нас не один процесс не обходится без коррупционных схем? Нормально же выпускали эти бейби боксы до 2020-го года. Что потом пошло не так? Такое ощуще. ...

Что делать, если шиномонтажник сорвал резьбу на шпильке авто?

MSCLYPE. 31-03-2021 15:52
Группа компаний "Азия-Трейдинг" предлагает услуги таможенного оформления в морских портах Владивостока и порт Восточный. Вместе с таможенным оформлением мы оказываем услуги международной перевозки сборных и контейнерных грузов. ...

IT сервисы Google Cloud для рядового сотрудника от Wise IT

Наталушко. 31-10-2020 04:47
На заметку! Полезная статья как обезопасить личные данные в интернете. Актуально, как никогда ранее. Имхо. ...

Человек-легенда Лев Абрамович Наймарк

Андрей Александрович Снежин. 23-10-2020 17:24
Я бывший ученик Льва Абрамовича Наймарка. Благодаря ему я успешно поступил в Харьковский авиационный институт, успешно его окончил. Работал в авиации в г. Ульяновске на АО "Авиастаре - СП", бывший УАПК. ...

DINERO підсумовує результати року

Тимофій. 16-01-2020 15:17
Стабільне положення команії Дінеро на ринку МФО красномовно підтверджує 2 аспекти: по-перше, що банківські методи підходу до кредитування фізичних осіб віджили себе, і їх однозначно потрібно змінювати. ...

Після голкотерапії люди стають сильнішими

Анна. 06-10-2019 21:22
надайте контактні дані Марії Миськів. ...

Что такое ВсеВести.com?

ВсеВести.com - это система поиска региональных новостей и объявлений, где вы сможете найти ежеминутно обновляемую информацию из тысяч источников, опубликовать свои новости и объявления, обсудить события или, за считанные минуты, создать собственную ленту новостей. Подробнее...

Погода

Книга жалоб Казахстана

Книга жалоб - это сайт для подачи жалобы или отзыва на государственые учреждения, бизнес, на определенных людей и на государственных служащих на территории республики Казахстан. Жалобная книга Казахстана EGOV.PRESS не является официальным ресурсом. Например, для подачи жалобы на незаконные действия прокуратуры или суда, необходимо авторизаваться через социальные сети. Также мы рекомендуем доску объявлений.

Украина



Курсы валют

Курсы валют







О проекте | Контакты | Реклама на сайте | Карта сайта