Василий РАЦ: Малофеева мы не плавили : 722797 : Футбол

Футбол Украина : Новости за 7 дней

Все регионы | Киев и область | Харьков и область | Днепропетровск и область | Донецк и область | Запорожье и область | Винница и область | Житомир и область | Ивано Франковск и область | Кропивницкий и область | Луганск и область | Луцк и Волынская область | Львов и область | Николаев и область | Одесса и область | Полтава и область | Ровно и область | Симферополь и Крым | Сумы и область | Тернополь и область | Ужгород и Закарпатская область | Херсон и область | Хмельницкий и область | Черкассы и область | Чернигов и область | Черновцы и область
Местные новости | Акции и скидки | Объявления | Афиша | Пресс-релизы | Бизнес | Политика | Спорт | Наука | Технологии | Здоровье | Досуг | Помогите детям!
Все регионы > Украина : Последние новости > Спорт > Футбол
Подробно

Василий РАЦ: "Малофеева мы не "плавили"

Василий РАЦ:

Без малого четверть века назад нашего героя звали не Ласло, а Василий (официально, по крайней мере), в кармане у него лежал советский паспорт и защищал он цвета сборной огромной страны. Полузащитник Василий Рац – один из птенцов, вылетевших из гнезда великого тренера Валерия Лобановского. "Признаться, поначалу он не показался мне, – писал мэтр в своей книге "Бесконечный матч. – Возможно, такое впечатление было продиктовано весьма высокими критериями, которыми я руководствуюсь в работе. Рад, что Рац сумел изменить мое отношение к нему". Оценка Лобановского дорогого стоит. Наградой за упорство и настойчивость Василия стало участие в двух чемпионатах мира, серебро на Евро-1988, победа в Кубке кубков… Корреспондент "Спорт уик-энд" разыскал Раца, который без малейших раздумий согласился на интервью, в Будапеште. Спартаковцы в сборной "плакали" от нагрузок – В сборную вас пригласил Эдуард Малофеев. Этот тренер вызывает противоречивые чувства и по сей день… – К человеческим качествам Эдуарда Васильевича претензий нет. Но вот по футбольным… У Лобановского мы привыкли к интенсивным тренировкам, примерно час-полтора. Малофеев проводил занятия 2,5 часа. За это время и пропотеть успевали, и высохнуть. Не понимали мы тренера. Что такое искренний футбол? Его философия была чуждой для нас. Я дебютировал в сборной в матче с Румынией. Малофеев провел установку, а перед самым выходом на поле я решил проконсультироваться у Олега Протасова. "Олег, – спрашиваю, – как мы должны играть? Я ничего не понял". Ответ Протасова просто шокировал: "Ты думаешь, я что-то понял?! Играй в свой футбол". А ведь Олег провел в команде Малофеева весь отборочный цикл. – Эдуард Васильевич во всеуслышание заявлял, что сборная СССР едет в Мексику за бронзовыми медалями. – Говорить можно все что угодно. Мы-то, киевляне, понимали, что с Малофеевым не сможем удачно сыграть в Мексике. – Отставка Малофеева – заговор? В "товарняке" с финнами, за три недели до старта чемпионата, команда валяла дурака на глазах у большого начальства? – Однозначно Малофеева мы не "плавили"! Скорее, подсознательно ждали, что команду возглавит Лобановский. После победы в Кубке кубков пошли такие разговоры. Руководители видели, что происходило в коллективе, поэтому и поменяли Эдуарда Васильевича на Валерия Васильевича. – О премиальных, куда ж без них даже в условиях социализма, речь заходила? – Речь шла о чести флага, чемпионате мира. Понимаю, мои слова вызовут у современных ребят улыбку. Но, поверьте, я говорю правду. – Валерий Лобановский сделал ставку на проверенные кадры – киевлян, а как ощущали себя представители других клубов? Например: зенитовец Николай Ларионов? – Во взаимоотношениях никаких проблем не было. А вот в тренировочной работе спартаковцам у Лобановского приходилось тяжело. "Мужики, как вы можете столько тренироваться", – "плакали" москвичи. Коле Ларионову было проще. Он прошел школу Юрия Морозова в "Зените". Поэтому без проблем выполнял все требования Лобановского, выдерживал нагрузки. Рац - клюшка, Яремчук - безногий, Беланов - ракета… – Не удивил выбор мэтра в пользу Ларионова в первом матче со сборной Венгрией? – Такие вопросы мы даже не обсуждали. Лобановский так решил и точка! Коля хорошо сыграл на позиции правого защитника. – Кто-то из венгров на вас не выходил до игры? – В Ирапуато, где мы базировались, нагрянула группа венгерских журналистов. Многие даже не знали, что я вырос в закарпатском селе, где все говорили на венгерском. Я спокойно отвечал на вопросы. Спрашивали, в какое время суток мы тренируемся, как переносим жару. Я все честно рассказал и посоветовал смотреть игру. – И как же строилась подготовка в условиях высокогорья и повышенной влажности? – Мы тренировались рано утром и уже после захода солнца. Венгров, между прочим, этот факт очень удивил. Их сборная проводила занятие в самое пекло, пытаясь привыкнуть к местным условиям. Лобановский же посчитал, что привыкнуть к жаре все равно невозможно! – Ваше свидание с исторической родиной закончилось триумфом нашей команды. Шесть "сухих" мячей сборная СССР отгрузила венграм! – Противоречивые чувства я тогда испытал. Где-то в глубине души полагал, что лучше бы мы разгромили французов или канадцев. У мадьяров в то время была отличная команда. Десятимиллионная Венгрия планировала сыграть в четвертьфинале. И это минимум, на что рассчитывала их сборная. – Нынешний президент УЕФА Мишель Платини вспоминал, что после той голевой феерии они отнеслись с опаской к "Советам". – Французы нас побаивались. Великий Платини, мой кумир, играл с оглядкой. Видели бы вы радость на лицах чемпионов Европы, когда матч закончился вничью. – Помните гол, когда сняли паутину с "девятки" ворот Жоэля Батса? – Ларионов поборолся, Беланов откатил мне, мяч очень хорошо лег на ногу, пробил внешней стороной… Батс вообще был моим "клиентом". Осенью я забил ему в отборе на чемпионат Европы. – Левой вы владели виртуозно, а правая, как у большинства левшей, исключительно для ходьбы? – Для ходьбы, это вы точно подметили. Всё время перекладывал мяч под левую. – Футболистам во все времена давали прозвища. Вас, кажется, называли Клюшка? – Андрей Баль любил давать прозвища. У него с юмором было все в порядке. Яремчук – безногий… – ??? – Потому что ноги маленькие. Беланов – ракета. Ну, тут все понятно. Игорь оправдывал свое прозвище в Мексике. – На каждом чемпионате в составе советской делегации (что футбольной, что хоккейной) отправлялась группа поддержки мастеров сцены. – Артисты к нам и на базу в Новогорске постоянно приезжали. В Мексике в группу поддержки входили Андрей Миронов и Михаил Боярский, который исполнял песни из репертуара Д’Артаньяна, переделывал их на футбольные темы. Михаил Сергеевич страстно болел за сборную, как и сегодня за "Зенит". Пользуясь случаем, хотел бы передать ему огромный привет. – От смешного к грустному. Игру с бельгийцами наверняка вспоминаете с болью в сердце. Всё ли дело в арбитре Фредрикссоне? – Два мяча нам забили из положения "вне игры". Это факт, который ни один эксперт не сможет оспорить. Однако мы сами виноваты. Стали играть по принципу бразильцев. – Они забьют нам, сколько могут, а мы - сколько захотим? – Вот-вот. Сейчас я уже понимаю, что не нашлось в команде игрока, который сумел бы перевести игру в спокойное русло. Всего-то нужно было забыть о красоте и поиграть на результат. Совсем не пить – как-то ненормально – Новый чемпионат мира принес новые судейские ошибки. Тот же Фредрикссон четыре года спустя в Неаполе не заметил игры рукой Диего Марадоны. Бывают же такие совпадения? – Совпадения?! Это же чистой воды предвзятость. Появилась даже версия о его антисоветских корнях - мол, дедушка шведа мог воевать на Восточном фронте… Не знаю, не знаю. Но Фредрикссон нас дважды "убил". Он же рядом стоял с Диего, тут невозможно было не заметить вытянутую руку Марадоны. – В чем причина провала в 1990-м, помимо "антисоветчика" Фредрикссона? В команде не было единства? Рухнул "железный занавес", появились первые отечественные легионеры? – Тут всё вкупе. Но главной, на мой взгляд, причиной поражения стало отсутствие прежнего единства. Если в 1986-м про деньги вообще не вспоминали, то через четыре года они вышли на первый план. – Тренеры выбрали неправильное место проживания сборной в итальянской Чокко? – Мы жили в горах и для того, чтобы добраться в Бари или Неаполь, спускались на вертолете, потом летели на самолете и ехали на автобусе. Соответственно обратно проделывали такой же путь. Однако, повторюсь, причины были не в этом. – Сергей Алейников утверждал, что "команду перегрузили". – Я не соглашусь с Сергеем. Нагрузки были умеренные. По крайней мере, в Мексике или накануне европейского первенства в Германии Васильич нагружал команду куда серьезнее. – Слышали что-нибудь о готовящемся теракте? Якобы исламисты "Хезболлаха" готовили покушение в качестве акта возмездия за попустительство Михаила Горбачева в отношении эмиграции советских евреев в Израиль. – Разговоры такие ходили. Но какой-то паники в нашей делегации не припомню. Охрана была, конечно, однако не до такой степени, чтобы террористы при желании не смогли бы осуществить свои замыслы. – На мундиале в Италии Лобановский доверил вам сыграть лишь в первом матче – с Румынией. На скамейку посадили из-за того, что Лэкэтуш первый гол забивал из вашей зоны ответственности? – Нет, Лэкэтуш забил не из-под меня. Для меня тот чемпионат остался в памяти как сплошное разочарование. В 1989-м я отыграл три месяца в испанском "Эспаньоле". Каталонцы предлагали остаться, но команда вылетела во второй дивизион. Лобановский сказал: "Хочешь поехать на чемпионат мира, возвращайся в Киев. Сыграешь хорошо в Италии – появятся серьезные предложения". Вот я и сыграл… в одном матче, а затем меня, Рината Дасаева, Геннадия Литовченко Валерий Васильевич посадил на скамейку без объяснений. – Правда, что команда отказывалась улетать из Италии до тех пор, пока Федерация не выплатила причитающиеся премиальные? – У нас был договор со спонсором – одной из компьютерных фирм. За каждый матч футболистам полагалась определенная сумма в долларах. Однако после того, как мы не смогли пройти групповой турнир, руководители отказались платить. Отправились на переговоры с Вячеславом Колосковым. Начались собрания, ультиматумы. Нам говорили: "За что платить, вы же проиграли!" И прочие громкие слова. Короче, уговорили вернуться. Самолет улетел в Союз, а деньги так до конца и не выплатили. – Обязательно ли для достижения серьезных результатов все футболисты должны дружить, образно говоря, домами? В киевском "Динамо" дело обстояло именно так? – Домами не обязательно. Я дружил с Белановым, жил с ним в одном номере, общался с Яремчуком. Бессонов - с Демьяненко, Балем. Заваров - с Кузнецовым. Дружили по интересам, но на футбольное поле мы выходили один за всех и все за одного. – По интересам… Владимир Бессонов как-то сказал одному из журналистов: "Я водки за свою жизнь выпил больше, чем ты съел борща…" Владимир Васильевич пошутил? – Скажу так: в этой шутке есть большая доля правды (смеется). – Непьющих футболистов за свою жизнь встречали, таких как Анатолий Тимощук? – Не встречал. Я, Беланов и Яремчук были умеренно пьющими. Однако пиво, шампанское могли позволить. Как не пригубить после победы в Кубке кубков, например? Совсем не пить – это как-то ненормально. Хусти в "Ганновере" смотрелся ярче – После трехмесячной командировки в Испанию реальность советского бытия воспринималась как страшный сон? – Честно, я думал только об одном: куда-нибудь уехать. Старший сын в 1989-м родился в Киеве. Жена вышла в гастроном за молоком. Опоздала на полчаса, продукты уже закончились. Кошмарное время! – Решение эмигрировать в Венгрию связано с экономической ситуацией или по зову сердца? – И так и этак правильно говорить. Я – венгр, знаю язык. Поэтому хотел закончить карьеру в той стране, где собирался дальше жить. – Как вас все-таки называть - Ласло или Василий Карлович? – Ласло в переводе с венгерского – Василий. Когда я родился, на дворе стоял 1961 год! Поэтому родителям не разрешили записать меня венгерским именем. – Дети по-русски или по-украински совсем не говорят? – К сожалению. Мы с женой дома всегда разговаривали на венгерском. Это со временем понимаешь, что один из нас должен был говорить по-русски. Сейчас старший, Ласло, играет в одном из клубов второй венгерской лиги. Уровень, конечно, не высокий. Ему 21 год, чтобы прогрессировать, нужно менять команду. Младший, Аттила, занимается теннисом, параллельно получает образование, в будущем хочет работать тренером. – Сыновья хотя бы знают, что была такая большая страна СССР, была великая команда, где их отец играл далеко не последнюю роль? Может, видеозаписи какие-то сохранились? – Сейчас они узнают о моем прошлом от друзей и знакомых. Сам я как-то не люблю предаваться воспоминаниям в кругу семьи. – Какого мнения в Венгрии о российском футболе? Сильно удивились, что сборная России не сыграет на чемпионате мира? – Очень удивились! Все-таки венгры смотрели последний Евро и восхищались игрой россиян. Игрой, подчеркиваю, а не только результатом. Думаю, ваша команда должна была ехать в Южную Африку, но элементарно недооценила Словению. Поражение россиян меня удивило гораздо больше, чем украинцев в матче с Грецией. – Какими вам видятся ближайшие перспективы венгерской сборной? – Отголоски разгрома в Мексике слышны до сих пор. 24 года венгры не могут выйти в финальную часть чемпионата мира или Европы. Местные журналисты мне постоянно напоминают, что сборная Лобановского отправила их в глубокий нокаут. Мне кажется, еще два-три крупных турнира пройдут без участия сборной Венгрии. – Зенитовец Саболч Хусти в Венгрии имеет хорошую прессу? – Хусти ярче выглядел в сборной в тот период времени, когда играл в "Ганновере". С чем это связано? Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Видимо, Саболч довольно много времени в "Зените" проводит на скамейке запасных? На Семина не обиделся – В конце 2007-го вы ненадолго вернулись в Киев, но Юрий Семин не оставил вас в своем штабе. Обиду на Палыча затаили? – Начнем с того, что в тренерский штаб меня пригласил Йожеф Сабо. Вскоре он серьезно заболел и покинул "Динамо". Пришел Семин, который взял в команду своих людей. Это нормальная ситуация. Без всяких обид. За эти несколько месяцев я понял, прочувствовал, что мне не хватало все эти годы – сборов, тренировок на базе, одним словом - футбола. Уже покинув "Динамо", начал активно заниматься тем, чтобы вернуться на тренерские хлеба. В Украине или России. Рассматривал пару вариантов, но пока не получилось. – На жизнь зарабатываете? – Еще в прошлое десятилетие основал фирму "Рац и сыновья". Помогаю налаживать венгерским бизнесменам контакты в Украине. – Многих ваших однокашников критиковали, что они работали по конспектам Лобановского. Копия всегда хуже оригинала? – Наследие Валерия Васильевича может работать и сейчас, в XXI веке. Другое дело, как это всё применять. Слепо копировать – путь в никуда! – В минувший уик-энд поймал себя на мысли: Лобановского всегда упрекали в излишнем рационализме, практицизме. Однако не кажется ли вам, что "Интер", выигравший Лигу чемпионов, очень напоминает киевское "Динамо" и сборную СССР ваших лет? – Не соглашусь с вами. Если сравнивать две команды, даже с поправкой на время, то мы играли куда в более атакующий футбол, чем это делает команда Моуринью. Мне не нравится "Интер" – они сами не играют и другим не дают. Гораздо симпатичнее смотрится игра "Барселоны". – В финале Лиги чемпионов в стартовом составе "нерадзурри" не вышел ни один игрок с итальянским паспортом. Это плохо? – Что значит плохо или хорошо? Победителей не судят, что еще сказать. Но такая практика мне не нравится. – Традиционный вопрос нашей рубрики: назовите фаворитов предстоящего чемпионата мира? – Если Бразилия, Аргентина, Испания не пересекутся на ранних стадиях, то кто-то из этой тройки обязательно сыграет в финале. Кроме того, жду сюрпризов от сборной Англии. – Диего Марадона "скромно" отметил, что нынешняя сборная Аргентины напоминает ему команду 1986 года. Но сегодняшний Месси лучше, чем дон Диего? – Месси в данный момент играет интереснее и продуктивнее того Марадоны. Это мое личное мнение. Василий (Ласло) Рац Родился 25 марта 1961 года в селе Фанчиково Виноградовского района Закарпатской области. Выступал за команды: "Карпаты" (Львов, 1978 - 1980); "Нива" (Винница, 1980-1981); "Динамо" (Киев, 1981 - 1989, 1990, 1991); "Эспаньол" (Барселона, Испания, 1989); "Ференцварош" (Будапешт, Венгрия, 1991 - 1992). Чемпион СССР-1981, 1985, 1986, 1990. Обладатель Кубка СССР-1982, 1985, 1987, 1990. Чемпион Венгрии-1992. Обладатель Кубка обладателей кубков-1985/86. В сборной СССР - 47 матчей, 4 гола. Вице-чемпион Европы-1988. Участник чемпионатов мира-1986 и 1990. Работал ассистентом главных тренеров в "Ференцвароше" (1996-1997); "Динамо" (Киев, 2007).
Без малого четверть века назад нашего героя звали не Ласло, а Василий (официально, по крайней мере), в кармане у него лежал советский паспорт и защищал он цвета сборной огромной страны. Полузащитник Василий Рац – один из птенцов, вылетевших из гнезда великого тренера Валерия Лобановского. "Признаться, поначалу он не показался мне, – писал мэтр в своей книге "Бесконечный матч. – Возможно, такое впечатление было продиктовано весьма высокими критериями, которыми я руководствуюсь в работе. Рад, что Рац сумел изменить мое отношение к нему". Оценка Лобановского дорогого стоит. Наградой за упорство и настойчивость Василия стало участие в двух чемпионатах мира, серебро на Евро-1988, победа в Кубке кубков… Корреспондент "Спорт уик-энд" разыскал Раца, который без малейших раздумий согласился на интервью, в Будапеште.
Спартаковцы в сборной "плакали" от нагрузок
– В сборную вас пригласил Эдуард Малофеев. Этот тренер вызывает противоречивые чувства и по сей день…
– К человеческим качествам Эдуарда Васильевича претензий нет. Но вот по футбольным… У Лобановского мы привыкли к интенсивным тренировкам, примерно час-полтора. Малофеев проводил занятия 2,5 часа. За это время и пропотеть успевали, и высохнуть. Не понимали мы тренера. Что такое искренний футбол? Его философия была чуждой для нас.
Я дебютировал в сборной в матче с Румынией. Малофеев провел установку, а перед самым выходом на поле я решил проконсультироваться у Олега Протасова. "Олег, – спрашиваю, – как мы должны играть? Я ничего не понял". Ответ Протасова просто шокировал: "Ты думаешь, я что-то понял?! Играй в свой футбол". А ведь Олег провел в команде Малофеева весь отборочный цикл.
– Эдуард Васильевич во всеуслышание заявлял, что сборная СССР едет в Мексику за бронзовыми медалями.
– Говорить можно все что угодно. Мы-то, киевляне, понимали, что с Малофеевым не сможем удачно сыграть в Мексике.
– Отставка Малофеева – заговор? В "товарняке" с финнами, за три недели до старта чемпионата, команда валяла дурака на глазах у большого начальства?
– Однозначно Малофеева мы не "плавили"! Скорее, подсознательно ждали, что команду возглавит Лобановский. После победы в Кубке кубков пошли такие разговоры. Руководители видели, что происходило в коллективе, поэтому и поменяли Эдуарда Васильевича на Валерия Васильевича.
– О премиальных, куда ж без них даже в условиях социализма, речь заходила?
– Речь шла о чести флага, чемпионате мира. Понимаю, мои слова вызовут у современных ребят улыбку. Но, поверьте, я говорю правду.
– Валерий Лобановский сделал ставку на проверенные кадры – киевлян, а как ощущали себя представители других клубов? Например: зенитовец Николай Ларионов?
– Во взаимоотношениях никаких проблем не было. А вот в тренировочной работе спартаковцам у Лобановского приходилось тяжело. "Мужики, как вы можете столько тренироваться", – "плакали" москвичи. Коле Ларионову было проще. Он прошел школу Юрия Морозова в "Зените". Поэтому без проблем выполнял все требования Лобановского, выдерживал нагрузки.
Рац - клюшка, Яремчук - безногий, Беланов - ракета…
– Не удивил выбор мэтра в пользу Ларионова в первом матче со сборной Венгрией?
– Такие вопросы мы даже не обсуждали. Лобановский так решил и точка! Коля хорошо сыграл на позиции правого защитника.
– Кто-то из венгров на вас не выходил до игры?
– В Ирапуато, где мы базировались, нагрянула группа венгерских журналистов. Многие даже не знали, что я вырос в закарпатском селе, где все говорили на венгерском. Я спокойно отвечал на вопросы. Спрашивали, в какое время суток мы тренируемся, как переносим жару. Я все честно рассказал и посоветовал смотреть игру.
– И как же строилась подготовка в условиях высокогорья и повышенной влажности?
– Мы тренировались рано утром и уже после захода солнца. Венгров, между прочим, этот факт очень удивил. Их сборная проводила занятие в самое пекло, пытаясь привыкнуть к местным условиям. Лобановский же посчитал, что привыкнуть к жаре все равно невозможно!
– Ваше свидание с исторической родиной закончилось триумфом нашей команды. Шесть "сухих" мячей сборная СССР отгрузила венграм!
– Противоречивые чувства я тогда испытал. Где-то в глубине души полагал, что лучше бы мы разгромили французов или канадцев. У мадьяров в то время была отличная команда. Десятимиллионная Венгрия планировала сыграть в четвертьфинале. И это минимум, на что рассчитывала их сборная.
– Нынешний президент УЕФА Мишель Платини вспоминал, что после той голевой феерии они отнеслись с опаской к "Советам".
– Французы нас побаивались. Великий Платини, мой кумир, играл с оглядкой. Видели бы вы радость на лицах чемпионов Европы, когда матч закончился вничью.
– Помните гол, когда сняли паутину с "девятки" ворот Жоэля Батса?
– Ларионов поборолся, Беланов откатил мне, мяч очень хорошо лег на ногу, пробил внешней стороной… Батс вообще был моим "клиентом". Осенью я забил ему в отборе на чемпионат Европы.
– Левой вы владели виртуозно, а правая, как у большинства левшей, исключительно для ходьбы?
– Для ходьбы, это вы точно подметили. Всё время перекладывал мяч под левую.
– Футболистам во все времена давали прозвища. Вас, кажется, называли Клюшка?
– Андрей Баль любил давать прозвища. У него с юмором было все в порядке. Яремчук – безногий…
– ???
– Потому что ноги маленькие. Беланов – ракета. Ну, тут все понятно. Игорь оправдывал свое прозвище в Мексике.
– На каждом чемпионате в составе советской делегации (что футбольной, что хоккейной) отправлялась группа поддержки мастеров сцены.
– Артисты к нам и на базу в Новогорске постоянно приезжали. В Мексике в группу поддержки входили Андрей Миронов и Михаил Боярский, который исполнял песни из репертуара Д’Артаньяна, переделывал их на футбольные темы. Михаил Сергеевич страстно болел за сборную, как и сегодня за "Зенит". Пользуясь случаем, хотел бы передать ему огромный привет.
– От смешного к грустному. Игру с бельгийцами наверняка вспоминаете с болью в сердце. Всё ли дело в арбитре Фредрикссоне?
– Два мяча нам забили из положения "вне игры". Это факт, который ни один эксперт не сможет оспорить. Однако мы сами виноваты. Стали играть по принципу бразильцев.
– Они забьют нам, сколько могут, а мы - сколько захотим?
– Вот-вот. Сейчас я уже понимаю, что не нашлось в команде игрока, который сумел бы перевести игру в спокойное русло. Всего-то нужно было забыть о красоте и поиграть на результат.
Совсем не пить – как-то ненормально
– Новый чемпионат мира принес новые судейские ошибки. Тот же Фредрикссон четыре года спустя в Неаполе не заметил игры рукой Диего Марадоны. Бывают же такие совпадения?
– Совпадения?! Это же чистой воды предвзятость. Появилась даже версия о его антисоветских корнях - мол, дедушка шведа мог воевать на Восточном фронте… Не знаю, не знаю. Но Фредрикссон нас дважды "убил". Он же рядом стоял с Диего, тут невозможно было не заметить вытянутую руку Марадоны.
– В чем причина провала в 1990-м, помимо "антисоветчика" Фредрикссона? В команде не было единства? Рухнул "железный занавес", появились первые отечественные легионеры?
– Тут всё вкупе. Но главной, на мой взгляд, причиной поражения стало отсутствие прежнего единства. Если в 1986-м про деньги вообще не вспоминали, то через четыре года они вышли на первый план.
– Тренеры выбрали неправильное место проживания сборной в итальянской Чокко?
– Мы жили в горах и для того, чтобы добраться в Бари или Неаполь, спускались на вертолете, потом летели на самолете и ехали на автобусе. Соответственно обратно проделывали такой же путь. Однако, повторюсь, причины были не в этом.
– Сергей Алейников утверждал, что "команду перегрузили".
– Я не соглашусь с Сергеем. Нагрузки были умеренные. По крайней мере, в Мексике или накануне европейского первенства в Германии Васильич нагружал команду куда серьезнее.
– Слышали что-нибудь о готовящемся теракте? Якобы исламисты "Хезболлаха" готовили покушение в качестве акта возмездия за попустительство Михаила Горбачева в отношении эмиграции советских евреев в Израиль.
– Разговоры такие ходили. Но какой-то паники в нашей делегации не припомню. Охрана была, конечно, однако не до такой степени, чтобы террористы при желании не смогли бы осуществить свои замыслы.
– На мундиале в Италии Лобановский доверил вам сыграть лишь в первом матче – с Румынией. На скамейку посадили из-за того, что Лэкэтуш первый гол забивал из вашей зоны ответственности?
– Нет, Лэкэтуш забил не из-под меня. Для меня тот чемпионат остался в памяти как сплошное разочарование. В 1989-м я отыграл три месяца в испанском "Эспаньоле". Каталонцы предлагали остаться, но команда вылетела во второй дивизион. Лобановский сказал: "Хочешь поехать на чемпионат мира, возвращайся в Киев. Сыграешь хорошо в Италии – появятся серьезные предложения". Вот я и сыграл… в одном матче, а затем меня, Рината Дасаева, Геннадия Литовченко Валерий Васильевич посадил на скамейку без объяснений.
– Правда, что команда отказывалась улетать из Италии до тех пор, пока Федерация не выплатила причитающиеся премиальные?
– У нас был договор со спонсором – одной из компьютерных фирм. За каждый матч футболистам полагалась определенная сумма в долларах. Однако после того, как мы не смогли пройти групповой турнир, руководители отказались платить. Отправились на переговоры с Вячеславом Колосковым. Начались собрания, ультиматумы. Нам говорили: "За что платить, вы же проиграли!" И прочие громкие слова. Короче, уговорили вернуться. Самолет улетел в Союз, а деньги так до конца и не выплатили.
– Обязательно ли для достижения серьезных результатов все футболисты должны дружить, образно говоря, домами? В киевском "Динамо" дело обстояло именно так?
– Домами не обязательно. Я дружил с Белановым, жил с ним в одном номере, общался с Яремчуком. Бессонов - с Демьяненко, Балем. Заваров - с Кузнецовым. Дружили по интересам, но на футбольное поле мы выходили один за всех и все за одного.
– По интересам… Владимир Бессонов как-то сказал одному из журналистов: "Я водки за свою жизнь выпил больше, чем ты съел борща…" Владимир Васильевич пошутил?
– Скажу так: в этой шутке есть большая доля правды (смеется).
– Непьющих футболистов за свою жизнь встречали, таких как Анатолий Тимощук?
– Не встречал. Я, Беланов и Яремчук были умеренно пьющими. Однако пиво, шампанское могли позволить. Как не пригубить после победы в Кубке кубков, например? Совсем не пить – это как-то ненормально.
Хусти в "Ганновере" смотрелся ярче
– После трехмесячной командировки в Испанию реальность советского бытия воспринималась как страшный сон?
– Честно, я думал только об одном: куда-нибудь уехать. Старший сын в 1989-м родился в Киеве. Жена вышла в гастроном за молоком. Опоздала на полчаса, продукты уже закончились. Кошмарное время!
– Решение эмигрировать в Венгрию связано с экономической ситуацией или по зову сердца?
– И так и этак правильно говорить. Я – венгр, знаю язык. Поэтому хотел закончить карьеру в той стране, где собирался дальше жить.
– Как вас все-таки называть - Ласло или Василий Карлович?
– Ласло в переводе с венгерского – Василий. Когда я родился, на дворе стоял 1961 год! Поэтому родителям не разрешили записать меня венгерским именем.
– Дети по-русски или по-украински совсем не говорят?
– К сожалению. Мы с женой дома всегда разговаривали на венгерском. Это со временем понимаешь, что один из нас должен был говорить по-русски. Сейчас старший, Ласло, играет в одном из клубов второй венгерской лиги. Уровень, конечно, не высокий. Ему 21 год, чтобы прогрессировать, нужно менять команду. Младший, Аттила, занимается теннисом, параллельно получает образование, в будущем хочет работать тренером.
– Сыновья хотя бы знают, что была такая большая страна СССР, была великая команда, где их отец играл далеко не последнюю роль? Может, видеозаписи какие-то сохранились?
– Сейчас они узнают о моем прошлом от друзей и знакомых. Сам я как-то не люблю предаваться воспоминаниям в кругу семьи.
– Какого мнения в Венгрии о российском футболе? Сильно удивились, что сборная России не сыграет на чемпионате мира?
– Очень удивились! Все-таки венгры смотрели последний Евро и восхищались игрой россиян. Игрой, подчеркиваю, а не только результатом. Думаю, ваша команда должна была ехать в Южную Африку, но элементарно недооценила Словению. Поражение россиян меня удивило гораздо больше, чем украинцев в матче с Грецией.
– Какими вам видятся ближайшие перспективы венгерской сборной?
– Отголоски разгрома в Мексике слышны до сих пор. 24 года венгры не могут выйти в финальную часть чемпионата мира или Европы. Местные журналисты мне постоянно напоминают, что сборная Лобановского отправила их в глубокий нокаут. Мне кажется, еще два-три крупных турнира пройдут без участия сборной Венгрии.
– Зенитовец Саболч Хусти в Венгрии имеет хорошую прессу?
– Хусти ярче выглядел в сборной в тот период времени, когда играл в "Ганновере". С чем это связано? Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Видимо, Саболч довольно много времени в "Зените" проводит на скамейке запасных?
На Семина не обиделся
– В конце 2007-го вы ненадолго вернулись в Киев, но Юрий Семин не оставил вас в своем штабе. Обиду на Палыча затаили?
– Начнем с того, что в тренерский штаб меня пригласил Йожеф Сабо. Вскоре он серьезно заболел и покинул "Динамо". Пришел Семин, который взял в команду своих людей. Это нормальная ситуация. Без всяких обид.
За эти несколько месяцев я понял, прочувствовал, что мне не хватало все эти годы – сборов, тренировок на базе, одним словом - футбола. Уже покинув "Динамо", начал активно заниматься тем, чтобы вернуться на тренерские хлеба. В Украине или России. Рассматривал пару вариантов, но пока не получилось.
– На жизнь зарабатываете?
– Еще в прошлое десятилетие основал фирму "Рац и сыновья". Помогаю налаживать венгерским бизнесменам контакты в Украине.
– Многих ваших однокашников критиковали, что они работали по конспектам Лобановского. Копия всегда хуже оригинала?
– Наследие Валерия Васильевича может работать и сейчас, в XXI веке. Другое дело, как это всё применять. Слепо копировать – путь в никуда!
– В минувший уик-энд поймал себя на мысли: Лобановского всегда упрекали в излишнем рационализме, практицизме. Однако не кажется ли вам, что "Интер", выигравший Лигу чемпионов, очень напоминает киевское "Динамо" и сборную СССР ваших лет?
– Не соглашусь с вами. Если сравнивать две команды, даже с поправкой на время, то мы играли куда в более атакующий футбол, чем это делает команда Моуринью. Мне не нравится "Интер" – они сами не играют и другим не дают. Гораздо симпатичнее смотрится игра "Барселоны".
– В финале Лиги чемпионов в стартовом составе "нерадзурри" не вышел ни один игрок с итальянским паспортом. Это плохо?
– Что значит плохо или хорошо? Победителей не судят, что еще сказать. Но такая практика мне не нравится.
– Традиционный вопрос нашей рубрики: назовите фаворитов предстоящего чемпионата мира?
– Если Бразилия, Аргентина, Испания не пересекутся на ранних стадиях, то кто-то из этой тройки обязательно сыграет в финале. Кроме того, жду сюрпризов от сборной Англии.
– Диего Марадона "скромно" отметил, что нынешняя сборная Аргентины напоминает ему команду 1986 года. Но сегодняшний Месси лучше, чем дон Диего?
– Месси в данный момент играет интереснее и продуктивнее того Марадоны. Это мое личное мнение.
Василий (Ласло) Рац
Родился 25 марта 1961 года в селе Фанчиково Виноградовского района Закарпатской области.
Выступал за команды: "Карпаты" (Львов, 1978 - 1980); "Нива" (Винница, 1980-1981); "Динамо" (Киев, 1981 - 1989, 1990, 1991); "Эспаньол" (Барселона, Испания, 1989); "Ференцварош" (Будапешт, Венгрия, 1991 - 1992).
Чемпион СССР-1981, 1985, 1986, 1990. Обладатель Кубка СССР-1982, 1985, 1987, 1990. Чемпион Венгрии-1992. Обладатель Кубка обладателей кубков-1985/86.
В сборной СССР - 47 матчей, 4 гола. Вице-чемпион Европы-1988. Участник чемпионатов мира-1986 и 1990.
Работал ассистентом главных тренеров в "Ференцвароше" (1996-1997); "Динамо" (Киев, 2007).
Загрузка...


Источник: ПРО ФУТБОЛ | Прочитать на источнике

 

Добавить комментарий к новости "Василий РАЦ: "Малофеева мы не "плавили""

Ваше имя:

Ваш email адрес: (email не публикуется на страницах сайта)

Комментарий:



Календарь
Новых вестей сегодня: 17
Новых вестей вчера: 15

Сегодня | 7 дней | 30 дней

<<

Июнь 2024

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Комментарии

Кировоград-25: история в погонах

Стрелец. 15-08-2023 08:45
Грязь там осталась, а не офицеры.. ...

Підвищення кваліфікації вчителів онлайн: оптимальний вибір

КатеринаШ. 23-02-2023 10:52
Порадьте зручний LMS для викладання онлайн, бажано не англомовний. . ...

Polly Group Ukraine

Avenue17Ru. 21-10-2022 14:16
Мне кажется это очень хорошая идея. Полностью с Вами соглашусь.
. ...

На дачу едут на одной ноге!
Но на этом испытания пенсионеров не заканчиваются – впереди пешие марш-броски по 3-5 километров

ОbMalv. 19-11-2021 11:51
Спасибо, ваш сайт очень полезный!
. ...

Закупівля нових «Пакунків малюка» під загрозою зриву

Ольга. 11-05-2021 18:00
Господи... Неужели у нас не один процесс не обходится без коррупционных схем? Нормально же выпускали эти бейби боксы до 2020-го года. Что потом пошло не так? Такое ощуще. ...

Что делать, если шиномонтажник сорвал резьбу на шпильке авто?

MSCLYPE. 31-03-2021 15:52
Группа компаний "Азия-Трейдинг" предлагает услуги таможенного оформления в морских портах Владивостока и порт Восточный. Вместе с таможенным оформлением мы оказываем услуги международной перевозки сборных и контейнерных грузов. ...

IT сервисы Google Cloud для рядового сотрудника от Wise IT

Наталушко. 31-10-2020 04:47
На заметку! Полезная статья как обезопасить личные данные в интернете. Актуально, как никогда ранее. Имхо. ...

Человек-легенда Лев Абрамович Наймарк

Андрей Александрович Снежин. 23-10-2020 17:24
Я бывший ученик Льва Абрамовича Наймарка. Благодаря ему я успешно поступил в Харьковский авиационный институт, успешно его окончил. Работал в авиации в г. Ульяновске на АО "Авиастаре - СП", бывший УАПК. ...

DINERO підсумовує результати року

Тимофій. 16-01-2020 15:17
Стабільне положення команії Дінеро на ринку МФО красномовно підтверджує 2 аспекти: по-перше, що банківські методи підходу до кредитування фізичних осіб віджили себе, і їх однозначно потрібно змінювати. ...

Після голкотерапії люди стають сильнішими

Анна. 06-10-2019 21:22
надайте контактні дані Марії Миськів. ...

Что такое ВсеВести.com?

ВсеВести.com - это система поиска региональных новостей и объявлений, где вы сможете найти ежеминутно обновляемую информацию из тысяч источников, опубликовать свои новости и объявления, обсудить события или, за считанные минуты, создать собственную ленту новостей. Подробнее...

Погода

Книга жалоб Казахстана

Книга жалоб - это сайт для подачи жалобы или отзыва на государственые учреждения, бизнес, на определенных людей и на государственных служащих на территории республики Казахстан. Жалобная книга Казахстана EGOV.PRESS не является официальным ресурсом. Например, для подачи жалобы на незаконные действия прокуратуры или суда, необходимо авторизаваться через социальные сети. Также мы рекомендуем доску объявлений.

Украина



Курсы валют

Курсы валют







О проекте | Контакты | Реклама на сайте | Карта сайта