Владимир ШАРАН: «За победу над «Спартаком» нам обещали 15 тысяч долларов» : 682649 : Футбол

Футбол Украина : Новости за 7 дней

Все регионы | Киев и область | Харьков и область | Днепропетровск и область | Донецк и область | Запорожье и область | Винница и область | Житомир и область | Ивано Франковск и область | Кропивницкий и область | Луганск и область | Луцк и Волынская область | Львов и область | Николаев и область | Одесса и область | Полтава и область | Ровно и область | Симферополь и Крым | Сумы и область | Тернополь и область | Ужгород и Закарпатская область | Херсон и область | Хмельницкий и область | Черкассы и область | Чернигов и область | Черновцы и область
Местные новости | Акции и скидки | Объявления | Афиша | Пресс-релизы | Бизнес | Политика | Спорт | Наука | Технологии | Здоровье | Досуг | Помогите детям!
Все регионы > Украина : Последние новости > Спорт > Футбол
Подробно

Владимир ШАРАН: «За победу над «Спартаком» нам обещали 15 тысяч долларов»

Мечта каждого украинского мальчишки когда-нибудь сыграть в киевском «Динамо» стала для Владимира Шарана явью летом 1991-го, когда юный форвард перешел из «Карпат» в столичный клуб. «ДИНАМО» ВЫБРАЛ НЕ РАДИ «МЕРСЕДЕСА» — 18-летнему мальчишке, конечно же, было боязно идти в команду с таким именем, — вспоминает Шаран. — Но в Киеве мне предложили трехкомнатную квартиру и «Мерседес». Тогда в «Динамо» машину этой марки давали всем, кто играл в основном составе. Но стоило «Карпатам» проведать о возникшем варианте, как мне тут же выделили квартиру во Львове. Не помню, подняли ли зарплату, но я провел в родном клубе еще полгода. А летом отправился в столицу. — Десятью годами ранее по маршруту Львов — Киев проследовал ваш земляк Степан Юрчишин, однако в «Динамо» дела у него не заладились. Не боялись такой же участи? — Задумывался об этом, но учитывал и другой фактор: к моменту моего перехода многие известные футболисты ушли из киевской команды. Главный тренер динамовцев Анатолий Пузач заверил, что у меня есть реальный шанс оказаться в основе. К тому же я с детства мечтал о «Динамо». — В ту пору «Карпаты» выступали в западной зоне второй лиги чемпионата СССР, но, кроме киевлян, насколько я знаю, на форварда Шарана претендовали и другие команды союзной высшей лиги. Их аргументы оказались менее убеди­тельными? — Настойчивее остальных за мной охотился московский «Спартак». Но главным минусом, его предложения было то, что звали меня в дублирующий состав. Не самая лучшая, как вы понимаете, перспектива. — В столь юном возрасте никто не застрахован от ошибок в выборе... — Согласен. Но кроме собственной интуиции я полагался на советы старших товарищей. А они говорили: если приглашает «Динамо», не стоит искушать судьбу. Отец поддерживал меня в стремлении попробовать силы в серьезном клубе, а мама была заинтересована, чтобы сын был поближе к дому. Но я понимал, что требуется самостоятельное решение. — В истории львовского футбола был период, о котором с грустью вспоминают теперь болельщики со стажем. Объеди­ненные в одну команду СКА и «Карпаты» выступали в первой лиге чемпионата СССР в течение восьми лет и были не очень популярны в городе. На одном из домашних матчей они в последний год своего существования собрали... 54 болельщика. На возрожденные же «Карпаты», игравшие в буферной зоне второй лиги, приходили от 5 до 10 тысяч зрителей. Вы помните те времена? — Прекрасно помню. В первой товарищеской игре возрожденных «Карпат» соперником было «Динамо», и это был мой дебют в львовской команде. Когда я увидел заполненные трибуны 42-тысячного стадиона, испытал непередаваемые ощущения. Для меня это стало потрясением! Кстати нам удалось обыграть «Динамо» со счетом 1:0. ТЕЛЕВИЗОР — ВНЕ ОЧЕРЕДИ — На стыке 80-х и 90-х годов во Львове был настоящий футбольный бум. Народ валом валил на игру кумиров, вновь со­бравшихся в «Карпатах», — Квасникова, Рафальчука, Батича, Бандуру, Юрчишина. В этой компании вы, юный футболист, дискомфорта не испытывали? — Из спортинтерната в «Карпаты» я пришел в компании с Забранским, Ковтанюком, Сычом и Герасименко. Отношения между опытными и молодыми игроками были прекрасными. Ни о какой дедовщине не могло быть и речи. — Дебют на официальном уровне чем запомнился? — Матч совпал с днем моего рождения. Узнав об этом, наставник «Карпат» Борис Рассихин решил сделать мне подарок к 18-летию, включив в основной состав. Для меня это имело огромное значение, ведь тренер юношеской сборной СССР Геннадий Костылев постоянно сетовал на нехватку у меня игровой практики. Матч с таллинским «Спортом» сложился удачно, и с тех пор в основном составе «Карпат» я играл постоянно. — Что купили на первую зарплату в «Карпатах» — помните? — (Смеется). Первым делом рассчитался с долгами. Отец в то время получал 120 рублей, а мать, работавшая в школьной столовой, и того меньше — 90. Приходилось брать взаймы — вот долги и накопились. 250 рублей, полученные в первую зарплату, частично ушли на их погашение. А потом, подсобирав деньжат, купил телевизор «Электрон», который подарил родителям. Он 800 рублей стоил! Кстати, тогда футболисты «Карпат» имели привилегию: они могли покупать без очереди один телевизор в год. — Ваш уход в киевское «Динамо» совпал со сменой на тренерском мостике «Карпат» — Ростислава Поточняка сменил Степан Юрчишин. В этом есть какая-то связь? — Нет, я ушел еще до назначения Юрчишина, с которым мне удалось поработать вместе спустя много лет, когда я вер­нулся во Львов. — В сезоне-1991 молодой тренер занял с командой первое место. На золотой жетон по количеству матчей вы наиграли? — Честно говоря, не помню. Но поздней осенью меня пригласили на заключительный матч «Карпат» в чемпионате, после которого был праздничный банкет. Стало быть, тренерский штаб посчитал, что я внес определенный вклад в успех львовской команды. КОЛДОВСТВО ЗАЯЕВА И УПУЩЕННОЕ ЗОЛОТО — В вашей коллекции уже в следующем году могла появиться золотая медаль чемпиона Украины... — Могла, но не появилась. Мои одноклубники по «Динамо» очень хотели стать первыми чемпионами Украины, но наша ошибка заключалась в том, что мы раньше срока решили: «золотой» матч у «Таврии» уже выигран. Нам и автобус пригнали из Киева во Львов, где проходил финал, и поощрительная поездка в Германию за чемпионство была намечена. Но мы проиграли, и в «Динамо» произошли большие изменения. — Вокруг того поражения ходило немало разговоров. Приходилось слышать, будто хитрец Анатолий Заяев, трениро­вавший «Таврию», что-то наколдовал. — От Заяева чего угодно можно было ожидать! (Смеется). Уверен, что людям, работавшим с ним в «Таврии», есть что рассказать! А если серьезно, то Анатолий Николаевич умеет находить общий язык с футболистами. Обладает способ­ностью настроить на игру, вселить уверенность. Хотя перед «золотым» матчем настраивать его игроков и не требовалось. «Таврия» прилетела во Львов за несколько часов до матча, и когда на стадионе мы увидели вышедших из автобуса крымских игроков, первым делом подумали: «Ха! Эту команду мы без проблем обыграем». Симферопольцы приехали в футболках и шортах, мы же были одеты в солидные цивильные костюмы с эмблемой «Динамо». — Для вас тот проигрыш наверняка был обидным вдвойне, ведь игра проходила в вашем родном городе. — Да уж... Когда перед игрой мы увидели болельщиков, облаченных в заранее подготовленные бумажные кепки с над­писью «Динамо» — чемпион!«, ничто не предвещало беды. Весь львовский стадион болел за «Динамо», и нам с Олегом Лужным, тоже уроженцем этого города, было особенно обидно проиграть на глазах у земляков. То поражение нам аукну­лось — и не только в финансовом плане. Спустя некоторое время Анатолия Кирилловича Пузача отправили в отставку. — Не откроете секрет: какой суммы недосчитался каждый из динамовцев? — Весьма по тем временам приличной. В «Динамо» тогда существовала такая система: за каждые пять побед кряду на­числялся один бонус. А если учесть, что таких побед у нас в ходе сезона насоралось немало, в случае еще одной — над «Таврией» — могли получить кругленькую сумму. Кроме того, за первое место футболисту причиталось по пять тысяч дол­ларов. Мы тогда подсчитали, что вместе с бонусами каждый из нас потерял тысяч 12-13! — С тех пор «Динамо» становилось чемпионом девять раз кряду, а в вашей коллекции хранятся две золотые медали. Какая из них ценнее? — Конечно же, первая. И для команды, и для меня лично она была особенно дорога, ведь выиграть золото до этого не удавалось. «Динамо», руководимое Михаилом Фоменко, до самого финиша вело острое соперничество с «Днепром». ТРОЙНОЙ ТАРИФ — Ваша детская мечта играть в «Динамо» сбылась. А оправдались ли ожидания? — Вполне. «Динамо» во все времена было командой высокого уровня. Это ощущалось во всем — в организации работы, поддержке болельщиков. На матчи в еврокубковых турнирах в столицу съезжались болельщики со всех регионов. Впрочем, так было и в чемпионате СССР. Помню, в домашней игре со «Спартаком», в которой мы уступили со счетом 2:3, собрался 100-тысячный стадион. Два матча стоят особняком — победы над «Барселоной» 3:1 и московским «Спартаком» 3:2 в Лиге чемпионов. К сожалению, в матче с «Барсой» я появился на поле минут за десять до финального свистка, а в игре со «Спартаком» Йожеф Сабо отдал предпочтение Шматоваленко. Хотя поначалу разговоры велись о включении меня в стартовый состав. Весь Киев тогда стоял на ушах. Да мы и сами всю ночь гуляли! (Смеется). Тренеры нам после игры разрешили снять напряжение. — Говорят, после тех матчей в киевских ресторанах футболистов «Динамо» угощали бесплатно. — Нет, такого не было. Наоборот, официанты еще и брали втридорога. — Победить грозную «Барсу», да еще и вдесятером, дорогого стоит. Вас, должно быть, премировали по-королевски? — Премия выделялась по итогам двух матчей. Но второй на «Ноу Камп» мы проиграли 1:4 — выходит, за победу в Киеве нам ничего не полагалось. Хотя точно уже и не вспомню — столько лет прошло! — Кто в «Барселоне» тогда произвел на вас наибольшее впечатление? — В каталонском клубе блистали Стоичков, Куман, Ромарио. Но больше других понравились Гвардиола и Лаудруп. Особенно хорош был нынешний тренер «Барселоны», творивший чудеса в одно-два касания. В обоих матчах я действовал против него: Хосеп был опорным полузащитником, а я играл «под нападающими». Вся игра соперников строилась через Гвардиолу, его умение видеть поле поражало. Никак не успевал отобрать у него мяч. — В «Барселоне» нынешнего образца почерк Гвардиолы читается? — Безусловно. Каталонцы играют в такой же манере, что и при Кройффе. Гвардиола, между прочим, этого не скрывает, подчеркивая, что многое перенял у голландца. Разумеется, что-то новое нынешний наставник «Барсы» тоже внес. Скажем, раньше игры «в линию» не было. ЭПИТЕТЫ ОТ САБО — Какие метаморфозы произошли с командой в матче со «Спартаком», когда, выйдя на второй тайм при счете 0:2, «Ди­намо» переломило ход поединка и обыграло извечного соперника — 3:2? — Признаться, такого поворота событий мы сами не ожидали — тем более, что в первом тайме Дима Михайленко не ре­ализовал пенальти. Но в перерыве Йожеф Сабо подстегнул ребят, акцентировав внимание на том, что на нас смотрят 100 тысяч зрителей. Кроме того, игра со «Спартаком» многое решала. Да что там говорить: вся Украина ждала этого матча! Уверенности добавил Леоненко — ’после первого гола ребята преобразились. В функциональном плане мы были готовы лучше «Спартака», что и сыграло немаловажную роль. — Ходили слухи, что в перерыве игрокам «Динамо» были предложены огромные по тем временам премиальные — по 20 тысяч долларов на каждого. — По 15 нам обещали еще до игры. Никто в перерыве ничего не добавлял. — В той памятной дуэли вы не принимали участия. Почему? — В «Динамо» я играл нападающего, потом полузащитника, а с приходом Фоменко пришлось переквалифицироваться — он увидел во мне левого защитника. Мне было безразлично, на какой позиции действовать, главное — играть. На новом месте выглядел неплохо, и в матче со «Спартаком» в связи с повреждением Шматоваленко рассчитывал сыграть в стартовом составе на левом фланге обороны. Но Сабо решил поставить Сергея — и сделал правильно. — Правда, что от Сабо динамовцам приходилось выслушивать немало крепких «эпитетов»? — Жесткие слова сыпались часто. Но они были на венгерском, поэтому мы ничего не понимали. Скорее, догадывались. (Улыбается). Если человек ругается на родном языке, значит, не хочет нас обидеть. Сабо — человек эмоциональный, и теперь, по прошествии многих лет, я прекрасно его понимаю. Кстати, когда мы с ним были на тренерских курсах, сдавая экзамены на Pro-диплом, он задал вопрос: такой ли я эмоциональный тренер, как он? Я ответил: да. Кстати, уже спустя годы, работая тренером в «Закарпатье», слышал знакомые словечки от местных жителей. — Ответить дерзким словом в команде Сабо могли? — Да. Особенно те, кто относился к категории неоспоримых лидеров. Прежде всего. Витя Леоненко. Он играл на высоком уровне, и поэтому полагал, что имеет право ответить так, как считает нужным. Причем, не только Сабо, но и другим тренерам. С ПРИХОДОМ СУРКИСА КЛУБ СТАЛ СОЛИДНЕЕ — В ту пору Леоненко трижды кряду становился лучшим футболистом Украины. Его авторитет многое значил? — Безусловно. Правда, поначалу команде было непонятно его поведение, но потом мы привыкли и стали относиться спокойно. Леоненко любил говорить «Я — лучший!» А иногда заявлял: мол, мне сегодня в игре опять придется всех партнеров посадить на себя и тащить. Перед одним из матчей чемпионата на утренней зарядке Леоненко так сказал. И что вы думаете: в той игре Виктор вышел на поле и забил два или три мяча, что помогло нам одержать победу. Да, разного рода прикольных разговоров в исполнении Леоненко хватало. Но мы на них не обращали внимания. В целом обстановка в «Динамо» той поры была веселая. — Вы с Леоненко дружили? — Дружим до сих пор. Жили долго по соседству — в одном доме, только подъезды разные. У нас с ним сохранились нормальные отношения, хотя «пиханина» в «Динамо» была еще та. Могло достаться даже Леоненко. — В «Динамо» часто возникали конфликты? — Внутри команды не припомню. Тогда в «Динамо» не было легионеров — разве что грузин Ахрик Цвейба, которого все мы считали своим. Кстати, он, как и ранее Лужный, взял меня под свою опеку. Это же могу сказать и о Саленко, Матвееве, Юре Морозе. С ними быстро сдружился и чувствовал себя в команде комфортно. Позже из «Динамо-2» взяли Сережу Мизина, который также быстро пришелся ко двору. В процессе работы случались мелкие эксцессы, но серьезных конфликтов не было — это точно. — Что изменилось с приходом на пост президента «Динамо» Григория Суркиса? — Многое. Я бы сказал так: клуб стал более солидным. И мы, футболисты, сразу ощутили это на себе. Улучшились фи­нансовые условия, легче стали решаться организационные вопросы. Придя в «Динамо», Григорий Михайлович отношением к делу сразу показал: он хочет поднять клуб на высокий уровень. — Почему вы уехали в «Днепр»? — Мало попадал в основной состав «Динамо». Мне же хотелось играть, чувствовал в себе силы. И когда поступило предложение из Днепропетровска, долго не раздумывал. Тем более, что перед командой ставились высокие задачи. Под стать им была и финансовая поддержка. На то время зарплаты у футболистов были повыше, чем в «Динамо». Так было с полгода, максимум — год. ДУШЕВНЫЙ ЧЕЛОВЕК ШТАНГЕ — В «Днепре» вы работали с двумя известными специалистами — Берндом Штанге и Вячеславом Грозным. Что по­черпнули от каждого из них? — Штанге — западный человек, и подход к футболу у него в плане организации тренировочного процесса и быта отличался от нашего. Немецкий тренер смотрел на многие вещи другим, европейским взглядом. У нас был порядок и дисциплина. Мы должны были тренироваться в одинаковой форме. Каждый знал: на утреннее занятие нужно надеть один комплект формы, на вечернее — другой. У каждого футболиста был свой мяч с личным номером. Перед тренировкой он должен был быть накачанным и, чистым. Если Штанге проверял мяч и обнаруживал, что он слегка спущен, штрафа не избежать. Сумма, правда, была символическая — доллар. Такой же штраф взымался и за любое несоответствие в экипировке. А еще на базе «Днепра» появилось новшество: там установили две стиральные машины. У каждого из нас в раздевалке на полочках, в соответствии с игровым номером, лежала свежая выглаженная форма. В то время это было ноу-хау. — Каким вам показался характер Штанге? — Он делал акцент на общении с футболистами. Многие из нас прежде с подобным не сталкивались, хотя ребята говорили, что такое было при Николае Павлове. Что касается Штанге, то меня удивляло, что он всегда интересовался, кто из его подопечных находится не в лучшем расположении духа, спрашивал, почему нет настроения, не случилось ли что? Штанге — душевный человек, с которым мы могли общаться на любые темы, не стесняясь самых личных. Барьера между тренером и футболистом попросту не существовало. — Многие ваши одноклубники по «Днепру» вскоре уехали в зарубежные клубы. У вас такой шанс был? — Можно сказать, я стоял в очереди на отъезд за границу. Штанге говорил, что сначала пристроит в зарубежные клубы Витю Скрипника, Андрея Полунина, Сашу Паляницу. А уже потом, исходя из желания каждого игрока, будет трудо­устраивать и других. Как раз в то время вместо Штанге пришел Вячеслав Грозный. Паляница уехал в Австрию, Скрипник и Полунин — в Германию, Ковалец — в Голландию. Не забыл немецкий специалист и обо мне, стараясь помочь с трудо­устройством, кажется, в «Санкт-Паули». Однако не сложилось — туда уехал московский спартаковец Писарев. Но, как оказалось, это было к лучшему. Ведь Грозный, зная, что я сижу на чемоданах, поначалу не хотел ставить меня в состав. Позже, пообщавшись, он понял, что я хочу играть в «Днепре», и все встало на свои места. — Ваш второй приход в «Карпаты» наверняка запомнился больше чем первый? — Трудно сказать. Тем более, что поговорку про «дважды в одну реку» никто не отменял. Да, я хотел вернуться в «Карпа­ты» и закончить там свою карьеру. Но как только подписал контракт с львовским клубом, получил травму. По иронии судьбы это произошло перед игрой с «Динамо». Во время разминки заклинило колено. Оказалось — мениск. Сразу же после матча на динамовском самолете я улетел в Киев на операцию к известному хирургу Ярославу Линько. На восстанов­ление понадобилось два месяца, вернулся в строй. Но вскоре снова пришлось ложиться на операционный стол. А потом еще раз. Получается, что во Львове я получил три травмы, повлиявшие на мою дальнейшую судьбу. МАРКЕВИЧУ БЫЛО СЛОЖНО ОТКАЗАТЬ — В сезоне-1997/98 «Карпаты» реанимировали футбольный бум во Львове, завоевав бронзу... — Это стало большой радостью не только для наших болельщиков, но и для владельцев клуба, которые вложили немало средств в создание боеспособного коллектива. — Многие до сих пор задаются вопросом: как удалось тогдашнему рулевому «Карпат» Мирону Маркевичу пригласить в команду большую группу сильных исполнителей? Неужто дело в деньгах? — По прошествии многих лет я не раз разговаривал с ребятами из команды того образца. Все говорили: Маркевичу было сложно отказать. Все ему доверяли и, как выяснилось, не зря: все, что он обещал, было выполнено. Не думаю, что секрет в финансах. Нас объединила цель — завоевать бронзу. — Замахнуться на большее «Карпаты» не могли? — Тут сыграло свою роль отсутствие финансовой стабильности. К сожалению, команду не удалось укрепить. — Завоевав благодаря бронзовым наградам путевку в Кубок УЕФА, «Карпаты» на первой же стадии турнира разочаровали не только своих болельщиков, но и трудившихся в три смены строителей, которые за два-три месяца практически заново возвели стадион «Украина». — Было дело. Нам было вдвойне обиднее, когда после генеральной реконструкции нашей домашней арены мы неудачно сыграли с «Хельсинборгом». Основное время ответного матча завершилось вничью 1:1, а в серии пенальти «Карпаты» уступили. А ведь шведская команда была нам по силам! Но, увы, не хватило международного опыта. К тому же 11-метровые — это своего рода лотерея. — Играть в родном городе и бороться за медали — этот вариант для многих футболистов кажется идеальным. Что вынудило вас спустя три года снова покинуть Львов? — Не понравился я чем-то президенту клуба Дыминскому. Об этом узнал от тренера, который мне так и сказал: «Извини, Володя, но тебе придется покинуть команду или играть в «Карпатах-2». Ничего другого не оставалось, кроме как собрать вещи и уехать в Александрию. Благо, подоспело предложение от тренировавшего «Полиграфтехнику» Романа Покоры. — После игры в еврокубках за «Динамо», «Днепр» и «Карпаты» в провинциальную Александрию наверняка ехали не­охотно? — Поначалу к приглашению отнесся сдержанно. Но в этом варианте были и свои плюсы: во-первых, команда играет в высшей лиге, во-вторых, в ее составе -немало воспитанников львовского футбола, с которыми я хорошо знаком. И хотя можно было со временем отправиться в другой клуб, я все же решил принять предложение Александрии. В сезоне-2001/02 пришлось нелегко, но место в элите «Полиграфтехника» все же сохранила. — Александрийская команда, помнится, попортила немало крови ведущим клубам. Однако затем из-за финансовых проблем вынуждена была взять тайм-аут. Вам остались должны? — Нет. У меня сложились теплые отношения с президентом клуба Николаем Лавренко. И хотя сумма подъемных в сравнении с другими командами, где приходилось выступать, была ниже, этот человек сумел сдержать свое слово. В Александрии я получил все до копейки. Судьбе было угодно, чтобы через семь лет я вновь оказался в александрийской команде. Теперь уже в роли главного тренера. С ПОЛЯ — НА ТРЕНЕРСКУЮ СКАМЕЙКУ — С советских времен существовал неписанное правило: играть за сборную страны могли преимущественно футбо­листы, игравшие в киевском «Динамо». Однако с вами было все иначе: вызов в главную команду вы получили, будучи игроком «Днепра». — После перехода в днепропетровский клуб у меня словно открылось второе дыхание: будучи полузащитником, забил 11 голов. Мне удалось выйти на пик формы, тренеры сборной это заметили. Мне было удивительно и приятно. — В вашей карьере значится всего один матч за национальную команду... — ...но запомнил я его на всю жизнь. Мне посчастливилось сыграть против сборной Италии. Мы вели 1:0, но в итоге проиграли 1:3. — Любопытный факт: ваш дебют в сборной совпал с заключительным днем работы на посту ее наставника Анатолия Конькова. — Результата-то не было. Сборная Украины часто проигрывала, и поединок с Италией стал очередной неудачей. Кто знает: не уступи мы апеннинцам — и все могло быть по-другому. Хотя разговоры об отставке Конькова на тот момент хо­дили давно. Видимо, она была неизбежной. — Повесив бутсы на гвоздь, вы стали тренером. В этой роли видели себя задолго до завершения карьеры игрока? — Конспектировал тренировки разных специалистов, но не ожидал, что переход из футболистов в тренеры получится столь быстрым. Как-то в Кривом Роге тогдашний главный тренер «Кривбасса» Александр Косевич и президент клуба Сергей Полищук предложили поработать со второй командой. Для меня это было неожиданно, но добро дал. С этого все и началось. — Почему не сложилось в «Закарпатье»? — В Ужгород меня пригласил Петр Кушлык — на роль своего помощника. Я догадывался, что «Закарпатью» будет сложно, но охотно откликнулся на это предложение. Однако после кубкового матча со «Львовом» Кушлык подал в отставку. Пришлось стать на его место. Финансовая неопределенность не позволила задержаться в клубе надолго. А сейчас я рад, что «Закарпатье» вновь выступает в элите. — Не думали попробовать себя в другом качестве? Например, бизнесмена. Сейчас это модно. — Знаю, что модно, но это не для меня. Кстати, мне многие задают этот вопрос. Однако я для себя давно все решил...
Мечта каждого украинского мальчишки когда-нибудь сыграть в киевском «Динамо» стала для Владимира Шарана явью летом 1991-го, когда юный форвард перешел из «Карпат» в столичный клуб.
«ДИНАМО» ВЫБРАЛ НЕ РАДИ «МЕРСЕДЕСА»
— 18-летнему мальчишке, конечно же, было боязно идти в команду с таким именем, — вспоминает Шаран. — Но в Киеве мне предложили трехкомнатную квартиру и «Мерседес». Тогда в «Динамо» машину этой марки давали всем, кто играл в основном составе. Но стоило «Карпатам» проведать о возникшем варианте, как мне тут же выделили квартиру во Львове. Не помню, подняли ли зарплату, но я провел в родном клубе еще полгода. А летом отправился в столицу.
— Десятью годами ранее по маршруту Львов — Киев проследовал ваш земляк Степан Юрчишин, однако в «Динамо» дела у него не заладились. Не боялись такой же участи?
— Задумывался об этом, но учитывал и другой фактор: к моменту моего перехода многие известные футболисты ушли из киевской команды. Главный тренер динамовцев Анатолий Пузач заверил, что у меня есть реальный шанс оказаться в основе. К тому же я с детства мечтал о «Динамо».
— В ту пору «Карпаты» выступали в западной зоне второй лиги чемпионата СССР, но, кроме киевлян, насколько я знаю, на форварда Шарана претендовали и другие команды союзной высшей лиги. Их аргументы оказались менее убеди­тельными?
— Настойчивее остальных за мной охотился московский «Спартак». Но главным минусом, его предложения было то, что звали меня в дублирующий состав. Не самая лучшая, как вы понимаете, перспектива.
— В столь юном возрасте никто не застрахован от ошибок в выборе...
— Согласен. Но кроме собственной интуиции я полагался на советы старших товарищей. А они говорили: если приглашает «Динамо», не стоит искушать судьбу. Отец поддерживал меня в стремлении попробовать силы в серьезном клубе, а мама была заинтересована, чтобы сын был поближе к дому. Но я понимал, что требуется самостоятельное решение.
— В истории львовского футбола был период, о котором с грустью вспоминают теперь болельщики со стажем. Объеди­ненные в одну команду СКА и «Карпаты» выступали в первой лиге чемпионата СССР в течение восьми лет и были не очень популярны в городе. На одном из домашних матчей они в последний год своего существования собрали... 54 болельщика. На возрожденные же «Карпаты», игравшие в буферной зоне второй лиги, приходили от 5 до 10 тысяч зрителей. Вы помните те времена?
— Прекрасно помню. В первой товарищеской игре возрожденных «Карпат» соперником было «Динамо», и это был мой дебют в львовской команде. Когда я увидел заполненные трибуны 42-тысячного стадиона, испытал непередаваемые ощущения. Для меня это стало потрясением! Кстати нам удалось обыграть «Динамо» со счетом 1:0.
ТЕЛЕВИЗОР — ВНЕ ОЧЕРЕДИ
— На стыке 80-х и 90-х годов во Львове был настоящий футбольный бум. Народ валом валил на игру кумиров, вновь со­бравшихся в «Карпатах», — Квасникова, Рафальчука, Батича, Бандуру, Юрчишина. В этой компании вы, юный футболист, дискомфорта не испытывали?
— Из спортинтерната в «Карпаты» я пришел в компании с Забранским, Ковтанюком, Сычом и Герасименко. Отношения между опытными и молодыми игроками были прекрасными. Ни о какой дедовщине не могло быть и речи.
— Дебют на официальном уровне чем запомнился?
— Матч совпал с днем моего рождения. Узнав об этом, наставник «Карпат» Борис Рассихин решил сделать мне подарок к 18-летию, включив в основной состав. Для меня это имело огромное значение, ведь тренер юношеской сборной СССР Геннадий Костылев постоянно сетовал на нехватку у меня игровой практики. Матч с таллинским «Спортом» сложился удачно, и с тех пор в основном составе «Карпат» я играл постоянно.
— Что купили на первую зарплату в «Карпатах» — помните?
— (Смеется). Первым делом рассчитался с долгами. Отец в то время получал 120 рублей, а мать, работавшая в школьной столовой, и того меньше — 90. Приходилось брать взаймы — вот долги и накопились. 250 рублей, полученные в первую зарплату, частично ушли на их погашение. А потом, подсобирав деньжат, купил телевизор «Электрон», который подарил родителям. Он 800 рублей стоил! Кстати, тогда футболисты «Карпат» имели привилегию: они могли покупать без очереди один телевизор в год.
— Ваш уход в киевское «Динамо» совпал со сменой на тренерском мостике «Карпат» — Ростислава Поточняка сменил Степан Юрчишин. В этом есть какая-то связь?
— Нет, я ушел еще до назначения Юрчишина, с которым мне удалось поработать вместе спустя много лет, когда я вер­нулся во Львов.
— В сезоне-1991 молодой тренер занял с командой первое место. На золотой жетон по количеству матчей вы наиграли?
— Честно говоря, не помню. Но поздней осенью меня пригласили на заключительный матч «Карпат» в чемпионате, после которого был праздничный банкет. Стало быть, тренерский штаб посчитал, что я внес определенный вклад в успех львовской команды.
КОЛДОВСТВО ЗАЯЕВА И УПУЩЕННОЕ ЗОЛОТО
— В вашей коллекции уже в следующем году могла появиться золотая медаль чемпиона Украины...
— Могла, но не появилась. Мои одноклубники по «Динамо» очень хотели стать первыми чемпионами Украины, но наша ошибка заключалась в том, что мы раньше срока решили: «золотой» матч у «Таврии» уже выигран. Нам и автобус пригнали из Киева во Львов, где проходил финал, и поощрительная поездка в Германию за чемпионство была намечена. Но мы проиграли, и в «Динамо» произошли большие изменения.
— Вокруг того поражения ходило немало разговоров. Приходилось слышать, будто хитрец Анатолий Заяев, трениро­вавший «Таврию», что-то наколдовал.
— От Заяева чего угодно можно было ожидать! (Смеется). Уверен, что людям, работавшим с ним в «Таврии», есть что рассказать! А если серьезно, то Анатолий Николаевич умеет находить общий язык с футболистами. Обладает способ­ностью настроить на игру, вселить уверенность. Хотя перед «золотым» матчем настраивать его игроков и не требовалось. «Таврия» прилетела во Львов за несколько часов до матча, и когда на стадионе мы увидели вышедших из автобуса крымских игроков, первым делом подумали: «Ха! Эту команду мы без проблем обыграем». Симферопольцы приехали в футболках и шортах, мы же были одеты в солидные цивильные костюмы с эмблемой «Динамо».
— Для вас тот проигрыш наверняка был обидным вдвойне, ведь игра проходила в вашем родном городе.
— Да уж... Когда перед игрой мы увидели болельщиков, облаченных в заранее подготовленные бумажные кепки с над­писью «Динамо» — чемпион!«, ничто не предвещало беды. Весь львовский стадион болел за «Динамо», и нам с Олегом Лужным, тоже уроженцем этого города, было особенно обидно проиграть на глазах у земляков. То поражение нам аукну­лось — и не только в финансовом плане. Спустя некоторое время Анатолия Кирилловича Пузача отправили в отставку.
— Не откроете секрет: какой суммы недосчитался каждый из динамовцев?
— Весьма по тем временам приличной. В «Динамо» тогда существовала такая система: за каждые пять побед кряду на­числялся один бонус. А если учесть, что таких побед у нас в ходе сезона насоралось немало, в случае еще одной — над «Таврией» — могли получить кругленькую сумму. Кроме того, за первое место футболисту причиталось по пять тысяч дол­ларов. Мы тогда подсчитали, что вместе с бонусами каждый из нас потерял тысяч 12-13!
— С тех пор «Динамо» становилось чемпионом девять раз кряду, а в вашей коллекции хранятся две золотые медали. Какая из них ценнее?
— Конечно же, первая. И для команды, и для меня лично она была особенно дорога, ведь выиграть золото до этого не удавалось. «Динамо», руководимое Михаилом Фоменко, до самого финиша вело острое соперничество с «Днепром».
ТРОЙНОЙ ТАРИФ
— Ваша детская мечта играть в «Динамо» сбылась. А оправдались ли ожидания?
— Вполне. «Динамо» во все времена было командой высокого уровня. Это ощущалось во всем — в организации работы, поддержке болельщиков. На матчи в еврокубковых турнирах в столицу съезжались болельщики со всех регионов. Впрочем, так было и в чемпионате СССР. Помню, в домашней игре со «Спартаком», в которой мы уступили со счетом 2:3, собрался 100-тысячный стадион. Два матча стоят особняком — победы над «Барселоной» 3:1 и московским «Спартаком» 3:2 в Лиге чемпионов.
К сожалению, в матче с «Барсой» я появился на поле минут за десять до финального свистка, а в игре со «Спартаком» Йожеф Сабо отдал предпочтение Шматоваленко. Хотя поначалу разговоры велись о включении меня в стартовый состав. Весь Киев тогда стоял на ушах. Да мы и сами всю ночь гуляли! (Смеется). Тренеры нам после игры разрешили снять напряжение.
— Говорят, после тех матчей в киевских ресторанах футболистов «Динамо» угощали бесплатно.
— Нет, такого не было. Наоборот, официанты еще и брали втридорога.
— Победить грозную «Барсу», да еще и вдесятером, дорогого стоит. Вас, должно быть, премировали по-королевски?
— Премия выделялась по итогам двух матчей. Но второй на «Ноу Камп» мы проиграли 1:4 — выходит, за победу в Киеве нам ничего не полагалось. Хотя точно уже и не вспомню — столько лет прошло!
— Кто в «Барселоне» тогда произвел на вас наибольшее впечатление?
— В каталонском клубе блистали Стоичков, Куман, Ромарио. Но больше других понравились Гвардиола и Лаудруп. Особенно хорош был нынешний тренер «Барселоны», творивший чудеса в одно-два касания. В обоих матчах я действовал против него: Хосеп был опорным полузащитником, а я играл «под нападающими». Вся игра соперников строилась через Гвардиолу, его умение видеть поле поражало. Никак не успевал отобрать у него мяч.
— В «Барселоне» нынешнего образца почерк Гвардиолы читается?
— Безусловно. Каталонцы играют в такой же манере, что и при Кройффе. Гвардиола, между прочим, этого не скрывает, подчеркивая, что многое перенял у голландца. Разумеется, что-то новое нынешний наставник «Барсы» тоже внес. Скажем, раньше игры «в линию» не было.
ЭПИТЕТЫ ОТ САБО
— Какие метаморфозы произошли с командой в матче со «Спартаком», когда, выйдя на второй тайм при счете 0:2, «Ди­намо» переломило ход поединка и обыграло извечного соперника — 3:2?
— Признаться, такого поворота событий мы сами не ожидали — тем более, что в первом тайме Дима Михайленко не ре­ализовал пенальти. Но в перерыве Йожеф Сабо подстегнул ребят, акцентировав внимание на том, что на нас смотрят 100 тысяч зрителей. Кроме того, игра со «Спартаком» многое решала. Да что там говорить: вся Украина ждала этого матча! Уверенности добавил Леоненко — ’после первого гола ребята преобразились. В функциональном плане мы были готовы лучше «Спартака», что и сыграло немаловажную роль.
— Ходили слухи, что в перерыве игрокам «Динамо» были предложены огромные по тем временам премиальные — по 20 тысяч долларов на каждого.
— По 15 нам обещали еще до игры. Никто в перерыве ничего не добавлял.
— В той памятной дуэли вы не принимали участия. Почему?
— В «Динамо» я играл нападающего, потом полузащитника, а с приходом Фоменко пришлось переквалифицироваться — он увидел во мне левого защитника. Мне было безразлично, на какой позиции действовать, главное — играть. На новом месте выглядел неплохо, и в матче со «Спартаком» в связи с повреждением Шматоваленко рассчитывал сыграть в стартовом составе на левом фланге обороны. Но Сабо решил поставить Сергея — и сделал правильно.
— Правда, что от Сабо динамовцам приходилось выслушивать немало крепких «эпитетов»?
— Жесткие слова сыпались часто. Но они были на венгерском, поэтому мы ничего не понимали. Скорее, догадывались. (Улыбается). Если человек ругается на родном языке, значит, не хочет нас обидеть. Сабо — человек эмоциональный, и теперь, по прошествии многих лет, я прекрасно его понимаю. Кстати, когда мы с ним были на тренерских курсах, сдавая экзамены на Pro-диплом, он задал вопрос: такой ли я эмоциональный тренер, как он? Я ответил: да. Кстати, уже спустя годы, работая тренером в «Закарпатье», слышал знакомые словечки от местных жителей.
— Ответить дерзким словом в команде Сабо могли?
— Да. Особенно те, кто относился к категории неоспоримых лидеров. Прежде всего. Витя Леоненко. Он играл на высоком уровне, и поэтому полагал, что имеет право ответить так, как считает нужным. Причем, не только Сабо, но и другим тренерам.
С ПРИХОДОМ СУРКИСА КЛУБ СТАЛ СОЛИДНЕЕ
— В ту пору Леоненко трижды кряду становился лучшим футболистом Украины. Его авторитет многое значил?
— Безусловно. Правда, поначалу команде было непонятно его поведение, но потом мы привыкли и стали относиться спокойно. Леоненко любил говорить «Я — лучший!» А иногда заявлял: мол, мне сегодня в игре опять придется всех партнеров посадить на себя и тащить. Перед одним из матчей чемпионата на утренней зарядке Леоненко так сказал. И что вы думаете: в той игре Виктор вышел на поле и забил два или три мяча, что помогло нам одержать победу. Да, разного рода прикольных разговоров в исполнении Леоненко хватало. Но мы на них не обращали внимания. В целом обстановка в «Динамо» той поры была веселая.
— Вы с Леоненко дружили?
— Дружим до сих пор. Жили долго по соседству — в одном доме, только подъезды разные. У нас с ним сохранились нормальные отношения, хотя «пиханина» в «Динамо» была еще та. Могло достаться даже Леоненко.
— В «Динамо» часто возникали конфликты?
— Внутри команды не припомню. Тогда в «Динамо» не было легионеров — разве что грузин Ахрик Цвейба, которого все мы считали своим. Кстати, он, как и ранее Лужный, взял меня под свою опеку. Это же могу сказать и о


Источник: ПРО ФУТБОЛ | Прочитать на источнике

 

Добавить комментарий к новости "Владимир ШАРАН: «За победу над «Спартаком» нам обещали 15 тысяч долларов»"

Ваше имя:

Ваш email адрес: (email не публикуется на страницах сайта)

Комментарий:



Календарь
Новых вестей сегодня: 11
Новых вестей вчера: 10

Сегодня | 7 дней | 30 дней

<<

Июль 2024

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Комментарии

Кировоград-25: история в погонах

Стрелец. 15-08-2023 08:45
Грязь там осталась, а не офицеры.. ...

Підвищення кваліфікації вчителів онлайн: оптимальний вибір

КатеринаШ. 23-02-2023 10:52
Порадьте зручний LMS для викладання онлайн, бажано не англомовний. . ...

Polly Group Ukraine

Avenue17Ru. 21-10-2022 14:16
Мне кажется это очень хорошая идея. Полностью с Вами соглашусь.
. ...

На дачу едут на одной ноге!
Но на этом испытания пенсионеров не заканчиваются – впереди пешие марш-броски по 3-5 километров

ОbMalv. 19-11-2021 11:51
Спасибо, ваш сайт очень полезный!
. ...

Закупівля нових «Пакунків малюка» під загрозою зриву

Ольга. 11-05-2021 18:00
Господи... Неужели у нас не один процесс не обходится без коррупционных схем? Нормально же выпускали эти бейби боксы до 2020-го года. Что потом пошло не так? Такое ощуще. ...

Что делать, если шиномонтажник сорвал резьбу на шпильке авто?

MSCLYPE. 31-03-2021 15:52
Группа компаний "Азия-Трейдинг" предлагает услуги таможенного оформления в морских портах Владивостока и порт Восточный. Вместе с таможенным оформлением мы оказываем услуги международной перевозки сборных и контейнерных грузов. ...

IT сервисы Google Cloud для рядового сотрудника от Wise IT

Наталушко. 31-10-2020 04:47
На заметку! Полезная статья как обезопасить личные данные в интернете. Актуально, как никогда ранее. Имхо. ...

Человек-легенда Лев Абрамович Наймарк

Андрей Александрович Снежин. 23-10-2020 17:24
Я бывший ученик Льва Абрамовича Наймарка. Благодаря ему я успешно поступил в Харьковский авиационный институт, успешно его окончил. Работал в авиации в г. Ульяновске на АО "Авиастаре - СП", бывший УАПК. ...

DINERO підсумовує результати року

Тимофій. 16-01-2020 15:17
Стабільне положення команії Дінеро на ринку МФО красномовно підтверджує 2 аспекти: по-перше, що банківські методи підходу до кредитування фізичних осіб віджили себе, і їх однозначно потрібно змінювати. ...

Після голкотерапії люди стають сильнішими

Анна. 06-10-2019 21:22
надайте контактні дані Марії Миськів. ...

Что такое ВсеВести.com?

ВсеВести.com - это система поиска региональных новостей и объявлений, где вы сможете найти ежеминутно обновляемую информацию из тысяч источников, опубликовать свои новости и объявления, обсудить события или, за считанные минуты, создать собственную ленту новостей. Подробнее...

Погода

Книга жалоб Казахстана

Книга жалоб - это сайт для подачи жалобы или отзыва на государственые учреждения, бизнес, на определенных людей и на государственных служащих на территории республики Казахстан. Жалобная книга Казахстана EGOV.PRESS не является официальным ресурсом. Например, для подачи жалобы на незаконные действия прокуратуры или суда, необходимо авторизаваться через социальные сети. Также мы рекомендуем доску объявлений.

Украина



Курсы валют

Курсы валют







О проекте | Контакты | Реклама на сайте | Карта сайта