Валентин ТРОЯНОВСКИЙ: «Многие игроки сегодняшнего «Динамо» не в состоянии сыграть «через не могу» : 528862 : Футбол

Футбол Украина : Новости за 7 дней

Все регионы | Киев и область | Харьков и область | Днепропетровск и область | Донецк и область | Запорожье и область | Винница и область | Житомир и область | Ивано Франковск и область | Кропивницкий и область | Луганск и область | Луцк и Волынская область | Львов и область | Николаев и область | Одесса и область | Полтава и область | Ровно и область | Симферополь и Крым | Сумы и область | Тернополь и область | Ужгород и Закарпатская область | Херсон и область | Хмельницкий и область | Черкассы и область | Чернигов и область | Черновцы и область
Местные новости | Акции и скидки | Объявления | Афиша | Пресс-релизы | Бизнес | Политика | Спорт | Наука | Технологии | Здоровье | Досуг | Помогите детям!
Все регионы > Украина : Последние новости > Спорт > Футбол
Подробно

Валентин ТРОЯНОВСКИЙ: «Многие игроки сегодняшнего «Динамо» не в состоянии сыграть «через не могу»

Свой 70-летний юбилей отметил прославленный нападающий киевского «Динамо» Валентин Трояновский (на фото второй слева в нижнем ряду), дриблинг которого некогда ставил в тупик защитников любой команды. — Известно, что ты вырос в Киеве, в районе улицы Боженко, начал играть в школьном дворе на углу Ковпака и Красноармейской, потом попал на «Ленкузню». А кто был первым тренером? — Что и говорить — «вышли мы все из народа!..» Двор — есть двор… Как футболист сформировался на «Печатнике» — площадка над «стадионом Хрущева» — у Балакина, Жигана, Махини. Уже в 14 лет стал зарабатывать футболом — платили стипендию. А через год попал в «Динамо». Практически вместе со мной в команду пришли Терлецкий, Крощенко, Лукашенко, Биба… — С кем-то из них дружил? — Да у меня никогда не было врагов — сплошные друзья… — Чем было интересно тогдашнее «Динамо»? — Сегодня бы сказали, что они играли в «романтический» футбол — скорее по интуиции, чем руководствуясь тренерскими установками. Да и какие тогда были установки! Главное было не щадить ни себя, ни соперника… — А отношения в команде? Сейчас так много разговоров на эти темы. — Нормальные. Иногда, правда, напоминали армейские, где есть «старики» и «молодые». Конечно, никакого мордобоя! В «гастроном» бегать приходилось, но помыкать собой никто бы не позволил — мы ведь были дети войны — парни хоть куда… Носили клеш, кепочки-семиклинки, на зубе — металлическая фикса… Нас уважали и на Подоле, и на Бессарабке, и на Сталинке… — А режим? Были какие-нибудь проблемы? — Говорите яснее — пили, курили, девочки?.. Бывало всякое. Вернее, старались все делать так, чтобы тренеры не видели. Но тогда была совсем другое время… Сегодняшним футболистам не стоит нас копировать — футбол, как и жизнь, очень изменились!.. Хотя и тогда было достаточно умных и рассудительных ребят, которые знали, для чего выходят на поле. Коман, Сабо, Турянчик, Лобановский — достаточно в качестве положительного примера? А вообще почти все футболисты из Западной Украины вызывали в этом отношении дикую зависть. Казалось, что они только тем и занимаются, что демонстрируют свою заботу о родных и близких, родительском доме, селе… — У тебя было все иначе? — В детстве мне не везло на хороших учителей. Но что жалеть. Просто каждому отпущено определенное количество талантов — я умел играть в футбол, а вот пить не умел. Это было не для меня. Кто-то лучше чувствует себя за столом, чем на поле… Но ведь есть и много таких, которые умеют делать и то, и другое. — Когда ты с Лобановским впервые познакомился? — В 60-ом, после того, как «Динамо» проиграло 1:5 «Адмиралтейцу», меня в очередной раз вызвали из Винницы. Попробовал нас Соловьев, который после «ухода» Ошенкова оказался в трудном положении — сплошь молодняк. Из ветеранов остались только Макаров, Войнов и Сорокин… В нападении тогда блистал Каневский — вот к нему нас и «пристегнули». Сначала меня поставили помогать Игорю Зайцеву, который очень быстро бегал по правому краю, и ему нужен был надежный пасующий. И в первой же моей игре «за основу» мы выиграли у «Спартака» (Вильнюс). Лобановский именно с подачи Зайцева забил гол. Удалось и мне отличиться. «Третьим был» Витек Каневский… Но потом с Зайцевым что-то у нас «не склеилось». Тогда меня перебросили на левый фланг к «Лобану», извините, к Валерию Васильевичу. И тут произошло чудо — я сразу же понял, что ему нужно — попасть мячом точно в ногу!.. А там, дальше, он с защитником сам справится. И пошла игра! «На вкус и цвет…» — А как это вышло, что вы, жившие в одном районе — рядом с Байковым — до этого не встречались? — Представь себе — ни разу: ни «в детях», ни «в юношах»… Я очень рано попал в динамовский дубль, откуда меня за «нарушение спортивного режима» очень быстро перевели сначала в «Колхозник» (Ровно), а потом в винницкий «Локомотив»… Мне там нравилось и в Киев я возвращаться не хотел, но Жилин уговорил — иначе бы его «съели»… — Ходят легенды, что «без Трояновского не было бы Лобановского»… — С Игорьком Зайцевым было нелегко играть, потому что он, обладая высочайшей скоростью, открывался только вперед и ему мяч надо было забрасывать «на ход», за спину защитнику… Валя же часто «отскакивал» за мячом назад и я без труда ему пасовал. А получив мяч, он «своего» защитника спокойно «убирал». Главное было — сделать ему точную передачу в ноги… Сейчас могу честно признаться, что делал я это частенько в ущерб команде… Валя говорит: «Валет, ты меня видишь?» «Вижу!..» И отдаю пас. А «Серебро» с правого фланга кричит: «Ты что, не видишь?..» Но ведь с Валей мы жили в одной комнате и дружили: как я ему мог не дать пас!.. В футболе такое часто бывает… — Но вы вроде бы совсем разные люди: и по росту, и «по цвету», и по образованию… — Трудно сказать, почему мы сдружились? То ли нас левый фланг объединил, то ли, потому что мы оба были застенчивыми и сторонились веселых компаний… Во всяком случае, на всех сборах, в поездках, за границей — мы жили в одной комнате. — А на базе? — Там я квартировал вместе со Щегольковым и Базилевичем — тоже классные ребята… — Чем же вы занимались в свободное время? — О футболе он мог говорить день и ночь. Обсуждали фильмы, интересовались девушками… Правда, дальше телефонных разговоров не заходили… — Ты сказал, что он был застенчивым… — Внимания окружающих сторонился — точно. Помню, у него уже была машина, и мы выезжали куда-нибудь за город отдохнуть… Так, пока не найдем совершенно безлюдное место, из машины не выходили. Может Валя смущался своей рыжей шевелюры — не знаю… А когда-то летали в Душанбе, на кубковый матч: зашли на базар, и там его узнали, начали одаривать арбузами, дынями и виноградом… Так он сбежал!.. Однажды в Москве пошли мы на стадион «Динамо» смотреть какую-то игру, а билеты участников забыли в пиджаках, в номере гостиницы… В кассах огромные очереди: мы, было, сунулись — куда там! Повернули назад… И тут кто-то из болельщиков его узнал, подняли крик: «Лобановский!..» И потащили через проход. А за его счет и я прошел на стадион… — Неужели он не любил славу? — Наверное, лишь когда сидел у себя дома, на кухне, и слушал по радио о себе передачу… А на людях, когда на тебя смотрят, наверное, тушевался… Воспитание! Да и в автобусе он меня всегда садил к окну, а сам — рядом: не дай Бог, чтобы его с улицы увидели… Вообще-то он не любил ничего «коллективного»: ни собраний, ни культпоходов, даже общую зарядку делал в одиночку, в сторонке… — Говорят, был страшным «режимщиком»? — Не пил, не курил, зато очень много пил воды. Хотя нам это запрещали… И вот, несмотря на то, что не любил физические упражнения, предпочитал работу с мячом, кроссы он бегал намного лучше всех. — А на поле выглядел каким-то неуклюжим… — Я считаю, что в истории советского футбола он был левый крайний «номер два» — после Миши Месхи. И это — без всяких скидок на нашу дружбу… Кстати, именно на Вале проверяли московских защитников: если хорошо сыграл против Лобановского — брали в сборную. А если Валя его обыгрывал, то этого человека из сборной убирали!.. — За что, по-твоему, Маслов убрал его из «Динамо»? — За характер, наверное. В 1964, после поражения в Москве от «Спартака» его впервые в жизни заменили… Возвращаемся в гостиницу, и тут он начал собирать вещи: «Все! Уезжаю в Киев…» «Валик, ты что — с ума сошел?» Забрал я у него сумку, кое-как успокоил… Следующая игра в Ярославле — на кубок… Мы выигрываем — 3:0, и Лобановский забивает гол, и делает голевую передачу!.. Обычно, Маслов редко делал разбор игры «по горячим следам», а тут, несмотря на то, что красиво победили, почему-то вдруг устроил собрание… «Все — дерьмо, один Серебряников здорово сыграл…» Лобановский встает и говорит: «Ну, раз он один играл, то пусть один и играет…» После этого Валика в состав больше не ставили. Тренировался он без команды, в одиночку… Правда, однажды Соловьев, который тренировал тогда олимпийскую сборную, настоял, чтобы Валю выставили «в основе», для просмотра — намечалась… Маслов сдался — выставил. К сожалению, Лобановский, который около месяца не играл, так и не сумел себя проявить… Отвыкшие от него зрители даже устроили издевательский свист… Странное дело: когда играешь хорошо, то даже не слышишь шума 60-тысячного стадиона, а стоит сыграть плохо, то даже тонкий детский голосок: «С поля!» — слышно отчетливо… — Ваша связка нравилась всем и не только в Киеве… — Потом пришел Маслов и пошли другие эксперименты… — Базилевич, Биба, Каневский, Трояновский, Лобановский — чудо-компания! Игралось легко? — Сюда стоит добавить еще и Войнова, и Сабо, и Турянчика, и Макарова, и Сорокина, и Щеголькова… Команда была — блеск! А какой тогда в Киеве был дубль — мы уже чувствовали за спиной их дыхание! Хотя сами только-только начали бриться… — Команда была отличная, тренер — молодой, энергичный… Что же случилось, почему поиграл так мало? — Мы уже в 1960 могли стать чемпионами — малость не хватило. На следующий год таки дожали… Стали первыми украинцами-чемпионами СССР!.. Но после чемпионата мира в Чили что-то произошло в наших с тренером отношениях — сначала пятое место, потом вообще девятое! «Наверху» сделали оргвыводы и пригласили Маслова. Маслов и другие… — Ну и что? Маслов ведь такой великий тренер!.. — А каждый великий видит мир по-своему. Он пришел, а мы «ушли»… Сначала Войнов и Лобановский, за ними Каневский. Потом туда же, в Одессу, отправился и Базилевич. Я в это время уже играл в Виннице… А потом — Одесса, Кривой Рог и… далее везде! Где только не играл — заканчивал на Сахалине, у Жиздика. Там же вместе со мной играли Зая Авдыш — потом был президентом «Полесья» из Житомира, и москвич Владимир Бутенко — известный в прошлом футбольный арбитр… Это уже потом, после нас, Жиздик встретился с Емцем и они сначала в Никополе «слепили» богатющий колхозный «Никополь», а потом и чемпионский «Днепр». «На краю географии» я доиграл до 73-го и отправился снова на запад — в Киев… — А говорили, что Маслов такой замечательный человек… — «Дед», и в самом деле был мужик отличный — добрый, отзывчивый, начальство не любил… Тем, к кому он хорошо относился, повезло. Вот даже Рафе, нашему администратору, квартиру свою отдал и жил в гостинице! Но уж если он сказал: «Этот — не футболист!» — переубедить его не смогло бы никакое Политбюро ЦК КПСС. Может, поэтому я и начал «нарушать режим» — с горя, что не ставят в состав. Футболист должен играть, сидеть на скамейке — удел тренера… — Как сложилась жизнь — за 20 лет в футболе много поменял?.. — О машине и не думал — такси было дешевле. Да и с ГАИ — никаких конфликтов! Квартира какая-никакая имеется. Как и положено — жена, взрослая дочь… — Кому-нибудь, у кого все получше, завидуешь? — Никогда никому не завидовал. Ни Каневскому, который живет в Америке — сколько до этого натерпелся! Ни Лобановскому, которому, при всем благополучии, пришлось так «попахать», чтобы возродить наше «Динамо», ни молодым игрокам, разъезжающим с девочками на «мерсах» — никому… Вот разве что покойному Виктору Александровичу Маслову, который мог всю ночь пить коньячок с кофе, а утром проводить тренировку! Шучу… — Твое отношение к тренерам? Их у ведь было много… — Игрок должен играть, а тренер за все отвечать. Нормальными отношения могут быть лишь тогда, когда тренер доверяет игроку выходить на поле в каждом матче. — Бывает, что команда «сплавляет» тренера… — Всякое бывает. Не всегда ведь команда состоит из одних лишь единомышленников. К тому же отношения в мужском коллективе — вещь серьезная. Всегда кто-то чем-то недоволен. Вот тут тренер и должен оказаться «на высоте». К тому же «сплавляют» не только тренеров… Сколько случаев бывает, когда вроде бы отличный игрок попадает в новую команду и никак не может найти общий язык с ребятами — ни паса, ни гола. Приходится уходить… — Такое примерно было с Шацких… — Да, похоже. А вообще тренерской жизни не позавидуешь. Можно несколько сезонов ходить в героях, побеждать всех, но часто одного поражения достаточно, чтобы тут же на следующий день тебе принесли билет «на родину»! «Динамо» без Лобановского… — Сидеть на трибуне или возле телевизора — одно, а оказаться в роли тренера — совершенно другое… — Наглядный пример этому Михайличенко: наверное, когда он сидел слева от Лобановского, то и тренерская скамейка не казалась ему горячей — как и все, щелкал семечки и, конечно же, наперед знал, как будет развиваться атака, как сыграют защитники… Хорошо сидится рядом с Мэтром: все видишь и все знаешь! А иногда даже может показаться, что знаешь больше главного!.. А стоило остаться без Валерия Васильевича, один на один с полем — оказалось, что под тобой — самый настоящий «электрический стул»! Даже не выдержал испытание Кубком: убежал с награждения… Дай ему Бог выдержки в будущем! Не хотелось, чтобы Алексей оказался для всех хорошим: для меня мягкий человек в роли тренера — кандидат на отставку. Мужской коллектив требует жесткости в обращении. Футболисты во все времена норовили «сесть на шею тренеру», а сегодня, когда каждый из них получает столько денег, что сам в состоянии содержать команду, попробуй с ними справиться! Надо иметь сильный характер. — Мне показалось, что с уходом Лобановского команда не так уж строго придерживалась игровой дисциплины… Неужели смерть Мэтра произвела на игроков такое сильное впечатление? — Об этом, обычно, говорят, когда надо оправдать поражение… Согласен. Многие игроки сегодняшнего «Динамо» не в состоянии сыграть «через не могу»: это ведь не то, что прыгнуть сзади на ахилы — заработать «висты» для отчета… В Большом спорте все надо делать на пределе своих возможностей, в спорте не бывает легко. Вспомни, как сражались на поле Вася Турянчик, Федя Медведь, Йожеф Сабо, Володя Щегольков. Да от «Щегла» нападающие убегали на противоположный фланг — такое он производил на них «неизгладимое впечатление»… Были люди!.. — Были предложения уйти из «Динамо»? — Когда-то, уже работая в Москве, покойный Аркадий Галинский пригласил нас с Лобановским в гости к Константину Симонову. Был там и Константин Бесков. Естественно, речь зашла о футболе. Вот тогда я и услышал о всяких заманчивых предложениях. Но мы ведь всегда были патриотами Киева и Украины! — Кстати, Галинский на «Радио «Свобода» часто выступал со всякого рода разоблачениями, изобличал «договорные» матчи, продажных судей… — Всякое ведь было. Помню, когда играл на Сахалине, бывало такое, что за весь сезон ни одна команда не могла с нами справиться — судьи «не разрешали». Особенно запомнился один москвич, большой любитель икры — такое высвистывал!.. — Так-таки за икру и продался?.. — Почему продался! Дарили ему килограмма полтора, а остальные десять он покупал за собственные… — Сегодня трудно зарабатывать деньги. Ты, конечно, — на пенсии. А до этого? — Работал лет 15 за небольшую зарплату на небольшом заводе, который сегодня обанкротился… — А почему не работал по специальности? Столько разговоров о запустении в детском футболе… — Наверное, характер не позволяет. Когда-то пробовал на «Большевике»… Не смог обижать детей — то мячей, то формы нет… А потом эти суровые детские соревнования, когда за очки там устраивают такие разборки!.. Трудно себя ломать. — Чего не хватает украинскому футболу, чтобы им заинтересовались зрители? — Все считают — качества игры. Но я уверен, что мы еще не знаем, сколько у нас талантливых молодых игроков — «тасуются» между командами высшей и первой лиги одни и те же… А в первую очередь футболу необходимо внимание тех, у кого власть в стране и, конечно, деньги. Вспомни, как интересовался футболом Щербицкий! Боюсь, доиграемся до того, что повытаскивают из страны всех мало-мальски способных — вплоть до детсадовского возраста. «Селекционеры», работающие на чужого дядю, уже увозят за границу двенадцатилетних — этим, думаю, будет там неплохо… А несчастные зрители обзаведутся «тарелками» или кабелем, напьются с горя пива, усядутся к «ящику» и будут глазеть на первенство английской (итальянской, немецкой, испанской…) лиги… Я давно уже смотрю футбол по телевизору — забыл когда был на стадионе. — Не может быть! — Когда за ветеранов отвечал Сабо, нам выдавали пропуска. Мы сидели рядом, следили за игрой, вспоминали прошлое, комментировали… Сегодня о нас забыли. — Ну, а хоть какие-то пенсии выделили? — Спасибо, в список динамовских пенсионеров я попал. Сколько ведь нас уже осталось!.. — Чем интересуешься, кроме футбола? — Да, я нормальный человек. Люблю и кино, раньше вон даже в Оперу ходил, на балет. Дружу с художниками, поэтами. На Сахалине когда-то долго гастролировал Иосиф Кобзон — так он приходил на стадион, а я — на концерт. — Слышал от кого-то, что во время сахалинских гастролей вы с Кобзоном любили закрыться от чужих глаз в гостинице и за бутылочкой «оковытой» вспоминали далекую Украину?.. — Конечно, мы с Йосифом на Сахалине были заметными фигурами, поэтому вокруг нас и роились слухи… А что касается «нарушения режима», я уже в этом покаялся… «В бой идут одни старики» Леонида Быкова помнишь? Там играл Юрий Саранцев — дружили мы с ним… Мало? «Зюзю» Высоковского из Театра Сатиры помнишь? «Люлёк»… Как он любит наш киевский футбол! Вообще-то, в Москве очень много почитателей киевского «Динамо»! Эти никогда не скажут: «Хохлы прилетели»… — Что еще осталось? О политике, думаю, ты говорить не станешь… — А почему бы и нет — о ней разве что глухой не сплетничает… А Блохин даже в Парламенте заседал!.. Но не хотелось бы, чтобы политику смешивали с футболом. — Спасибо за откровенность. Осталось «последнее слово»… — К молодежи что-ли? Наверное, надо убедиться, в чем твой талант и сделать все, чтобы его развить. Стоит верить в лучшее. Надо держаться с достоинством и не терять, как говорят японцы, лицо. Трудно без поддержки друзей — без этого совсем худо…  
Свой 70-летний юбилей отметил прославленный нападающий киевского «Динамо» Валентин Трояновский (на фото второй слева в нижнем ряду), дриблинг которого некогда ставил в тупик защитников любой команды.
— Известно, что ты вырос в Киеве, в районе улицы Боженко, начал играть в школьном дворе на углу Ковпака и Красноармейской, потом попал на «Ленкузню». А кто был первым тренером?
— Что и говорить — «вышли мы все из народа!..» Двор — есть двор… Как футболист сформировался на «Печатнике» — площадка над «стадионом Хрущева» — у Балакина, Жигана, Махини. Уже в 14 лет стал зарабатывать футболом — платили стипендию. А через год попал в «Динамо». Практически вместе со мной в команду пришли Терлецкий, Крощенко, Лукашенко, Биба…
— С кем-то из них дружил?
— Да у меня никогда не было врагов — сплошные друзья…
— Чем было интересно тогдашнее «Динамо»?
— Сегодня бы сказали, что они играли в «романтический» футбол — скорее по интуиции, чем руководствуясь тренерскими установками. Да и какие тогда были установки! Главное было не щадить ни себя, ни соперника…
— А отношения в команде? Сейчас так много разговоров на эти темы.
— Нормальные. Иногда, правда, напоминали армейские, где есть «старики» и «молодые». Конечно, никакого мордобоя! В «гастроном» бегать приходилось, но помыкать собой никто бы не позволил — мы ведь были дети войны — парни хоть куда… Носили клеш, кепочки-семиклинки, на зубе — металлическая фикса… Нас уважали и на Подоле, и на Бессарабке, и на Сталинке…
— А режим? Были какие-нибудь проблемы?
— Говорите яснее — пили, курили, девочки?.. Бывало всякое. Вернее, старались все делать так, чтобы тренеры не видели. Но тогда была совсем другое время… Сегодняшним футболистам не стоит нас копировать — футбол, как и жизнь, очень изменились!.. Хотя и тогда было достаточно умных и рассудительных ребят, которые знали, для чего выходят на поле. Коман, Сабо, Турянчик, Лобановский — достаточно в качестве положительного примера? А вообще почти все футболисты из Западной Украины вызывали в этом отношении дикую зависть. Казалось, что они только тем и занимаются, что демонстрируют свою заботу о родных и близких, родительском доме, селе…
— У тебя было все иначе?
— В детстве мне не везло на хороших учителей. Но что жалеть. Просто каждому отпущено определенное количество талантов — я умел играть в футбол, а вот пить не умел. Это было не для меня. Кто-то лучше чувствует себя за столом, чем на поле… Но ведь есть и много таких, которые умеют делать и то, и другое.
— Когда ты с Лобановским впервые познакомился?
— В 60-ом, после того, как «Динамо» проиграло 1:5 «Адмиралтейцу», меня в очередной раз вызвали из Винницы. Попробовал нас Соловьев, который после «ухода» Ошенкова оказался в трудном положении — сплошь молодняк. Из ветеранов остались только Макаров, Войнов и Сорокин… В нападении тогда блистал Каневский — вот к нему нас и «пристегнули». Сначала меня поставили помогать Игорю Зайцеву, который очень быстро бегал по правому краю, и ему нужен был надежный пасующий. И в первой же моей игре «за основу» мы выиграли у «Спартака» (Вильнюс). Лобановский именно с подачи Зайцева забил гол. Удалось и мне отличиться. «Третьим был» Витек Каневский…
Но потом с Зайцевым что-то у нас «не склеилось». Тогда меня перебросили на левый фланг к «Лобану», извините, к Валерию Васильевичу. И тут произошло чудо — я сразу же понял, что ему нужно — попасть мячом точно в ногу!.. А там, дальше, он с защитником сам справится. И пошла игра!
«На вкус и цвет…»
— А как это вышло, что вы, жившие в одном районе — рядом с Байковым — до этого не встречались?
— Представь себе — ни разу: ни «в детях», ни «в юношах»… Я очень рано попал в динамовский дубль, откуда меня за «нарушение спортивного режима» очень быстро перевели сначала в «Колхозник» (Ровно), а потом в винницкий «Локомотив»… Мне там нравилось и в Киев я возвращаться не хотел, но Жилин уговорил — иначе бы его «съели»…
— Ходят легенды, что «без Трояновского не было бы Лобановского»…
— С Игорьком Зайцевым было нелегко играть, потому что он, обладая высочайшей скоростью, открывался только вперед и ему мяч надо было забрасывать «на ход», за спину защитнику… Валя же часто «отскакивал» за мячом назад и я без труда ему пасовал. А получив мяч, он «своего» защитника спокойно «убирал». Главное было — сделать ему точную передачу в ноги… Сейчас могу честно признаться, что делал я это частенько в ущерб команде… Валя говорит: «Валет, ты меня видишь?» «Вижу!..» И отдаю пас. А «Серебро» с правого фланга кричит: «Ты что, не видишь?..» Но ведь с Валей мы жили в одной комнате и дружили: как я ему мог не дать пас!.. В футболе такое часто бывает…
— Но вы вроде бы совсем разные люди: и по росту, и «по цвету», и по образованию…
— Трудно сказать, почему мы сдружились? То ли нас левый фланг объединил, то ли, потому что мы оба были застенчивыми и сторонились веселых компаний… Во всяком случае, на всех сборах, в поездках, за границей — мы жили в одной комнате.
— А на базе?
— Там я квартировал вместе со Щегольковым и Базилевичем — тоже классные ребята…
— Чем же вы занимались в свободное время?
— О футболе он мог говорить день и ночь. Обсуждали фильмы, интересовались девушками… Правда, дальше телефонных разговоров не заходили…
— Ты сказал, что он был застенчивым…
— Внимания окружающих сторонился — точно. Помню, у него уже была машина, и мы выезжали куда-нибудь за город отдохнуть… Так, пока не найдем совершенно безлюдное место, из машины не выходили. Может Валя смущался своей рыжей шевелюры — не знаю… А когда-то летали в Душанбе, на кубковый матч: зашли на базар, и там его узнали, начали одаривать арбузами, дынями и виноградом… Так он сбежал!.. Однажды в Москве пошли мы на стадион «Динамо» смотреть какую-то игру, а билеты участников забыли в пиджаках, в номере гостиницы… В кассах огромные очереди: мы, было, сунулись — куда там! Повернули назад… И тут кто-то из болельщиков его узнал, подняли крик: «Лобановский!..» И потащили через проход. А за его счет и я прошел на стадион…
— Неужели он не любил славу?
— Наверное, лишь когда сидел у себя дома, на кухне, и слушал по радио о себе передачу… А на людях, когда на тебя смотрят, наверное, тушевался… Воспитание! Да и в автобусе он меня всегда садил к окну, а сам — рядом: не дай Бог, чтобы его с улицы увидели… Вообще-то он не любил ничего «коллективного»: ни собраний, ни культпоходов, даже общую зарядку делал в одиночку, в сторонке…
— Говорят, был страшным «режимщиком»?
— Не пил, не курил, зато очень много пил воды. Хотя нам это запрещали… И вот, несмотря на то, что не любил физические упражнения, предпочитал работу с мячом, кроссы он бегал намного лучше всех.
— А на поле выглядел каким-то неуклюжим…
— Я считаю, что в истории советского футбола он был левый крайний «номер два» — после Миши Месхи. И это — без всяких скидок на нашу дружбу… Кстати, именно на Вале проверяли московских защитников: если хорошо сыграл против Лобановского — брали в сборную. А если Валя его обыгрывал, то этого человека из сборной убирали!..
— За что, по-твоему, Маслов убрал его из «Динамо»?
— За характер, наверное. В 1964, после поражения в Москве от «Спартака» его впервые в жизни заменили… Возвращаемся в гостиницу, и тут он начал собирать вещи: «Все! Уезжаю в Киев…» «Валик, ты что — с ума сошел?» Забрал я у него сумку, кое-как успокоил… Следующая игра в Ярославле — на кубок… Мы выигрываем — 3:0, и Лобановский забивает гол, и делает голевую передачу!.. Обычно, Маслов редко делал разбор игры «по горячим следам», а тут, несмотря на то, что красиво победили, почему-то вдруг устроил собрание… «Все — дерьмо, один Серебряников здорово сыграл…» Лобановский встает и говорит: «Ну, раз он один играл, то пусть один и играет…» После этого Валика в состав больше не ставили. Тренировался он без команды, в одиночку…
Правда, однажды Соловьев, который тренировал тогда олимпийскую сборную, настоял, чтобы Валю выставили «в основе», для просмотра — намечалась… Маслов сдался — выставил. К сожалению, Лобановский, который около месяца не играл, так и не сумел себя проявить… Отвыкшие от него зрители даже устроили издевательский свист… Странное дело: когда играешь хорошо, то даже не слышишь шума 60-тысячного стадиона, а стоит сыграть плохо, то даже тонкий детский голосок: «С поля!» — слышно отчетливо…
— Ваша связка нравилась всем и не только в Киеве…
— Потом пришел Маслов и пошли другие эксперименты…
— Базилевич, Биба, Каневский, Трояновский, Лобановский — чудо-компания! Игралось легко?
— Сюда стоит добавить еще и Войнова, и Сабо, и Турянчика, и Макарова, и Сорокина, и Щеголькова… Команда была — блеск! А какой тогда в Киеве был дубль — мы уже чувствовали за спиной их дыхание! Хотя сами только-только начали бриться…
— Команда была отличная, тренер — молодой, энергичный… Что же случилось, почему поиграл так мало?
— Мы уже в 1960 могли стать чемпионами — малость не хватило. На следующий год таки дожали… Стали первыми украинцами-чемпионами СССР!.. Но после чемпионата мира в Чили что-то произошло в наших с тренером отношениях — сначала пятое место, потом вообще девятое! «Наверху» сделали оргвыводы и пригласили Маслова.
Маслов и другие…
— Ну и что? Маслов ведь такой великий тренер!..
— А каждый великий видит мир по-своему. Он пришел, а мы «ушли»… Сначала Войнов и Лобановский, за ними Каневский. Потом туда же, в Одессу, отправился и Базилевич. Я в это время уже играл в Виннице… А потом — Одесса, Кривой Рог и… далее везде! Где только не играл — заканчивал на Сахалине, у Жиздика. Там же вместе со мной играли Зая Авдыш — потом был президентом «Полесья» из Житомира, и москвич Владимир Бутенко — известный в прошлом футбольный арбитр… Это уже потом, после нас, Жиздик встретился с Емцем и они сначала в Никополе «слепили» богатющий колхозный «Никополь», а потом и чемпионский «Днепр». «На краю географии» я доиграл до 73-го и отправился снова на запад — в Киев…
— А говорили, что Маслов такой замечательный человек…
— «Дед», и в самом деле был мужик отличный — добрый, отзывчивый, начальство не любил… Тем, к кому он хорошо относился, повезло. Вот даже Рафе, нашему администратору, квартиру свою отдал и жил в гостинице! Но уж если он сказал: «Этот — не футболист!» — переубедить его не смогло бы никакое Политбюро ЦК КПСС. Может, поэтому я и начал «нарушать режим» — с горя, что не ставят в состав. Футболист должен играть, сидеть на скамейке — удел тренера…
— Как сложилась жизнь — за 20 лет в футболе много поменял?..
— О машине и не думал — такси было дешевле. Да и с ГАИ — никаких конфликтов! Квартира какая-никакая имеется. Как и положено — жена, взрослая дочь…
— Кому-нибудь, у кого все получше, завидуешь?
— Никогда никому не завидовал. Ни Каневскому, который живет в Америке — сколько до этого натерпелся! Ни Лобановскому, которому, при всем благополучии, пришлось так «попахать», чтобы возродить наше «Динамо», ни молодым игрокам, разъезжающим с девочками на «мерсах» — никому… Вот разве что покойному Виктору Александровичу Маслову, который мог всю ночь пить коньячок с кофе, а утром проводить тренировку! Шучу…
— Твое отношение к тренерам? Их у ведь было много…
— Игрок должен играть, а тренер за все отвечать. Нормальными отношения могут быть лишь тогда, когда тренер доверяет игроку выходить на поле в каждом матче.
— Бывает, что команда «сплавляет» тренера…
— Всякое бывает. Не всегда ведь команда состоит из одних лишь единомышленников. К тому же отношения в мужском коллективе — вещь серьезная. Всегда кто-то чем-то недоволен. Вот тут тренер и должен оказаться «на высоте». К тому же «сплавляют» не только тренеров… Сколько случаев бывает, когда вроде бы отличный игрок попадает в новую команду и никак не может найти общий язык с ребятами — ни паса, ни гола. Приходится уходить…
— Такое примерно было с Шацких…
— Да, похоже. А вообще тренерской жизни не позавидуешь. Можно несколько сезонов ходить в героях, побеждать всех, но часто одного поражения достаточно, чтобы тут же на следующий день тебе принесли билет «на родину»!
«Динамо» без Лобановского…
— Сидеть на трибуне или возле телевизора — одно, а оказаться в роли тренера — совершенно другое…
— Наглядный пример этому Михайличенко: наверное, когда он сидел слева от Лобановского, то и тренерская скамейка не казалась ему горячей — как и все, щелкал семечки и, конечно же, наперед знал, как будет развиваться атака, как сыграют защитники… Хорошо сидится рядом с Мэтром: все видишь и все знаешь! А иногда даже может показаться, что знаешь больше главного!.. А стоило остаться без Валерия Васильевича, один на один с полем — оказалось, что под тобой — самый настоящий «электрический стул»! Даже не выдержал испытание Кубком: убежал с награждения… Дай ему Бог выдержки в будущем! Не хотелось, чтобы Алексей оказался для всех хорошим: для меня мягкий человек в роли тренера — кандидат на отставку. Мужской коллектив требует жесткости в обращении. Футболисты во все времена норовили «сесть на шею тренеру», а сегодня, когда каждый из них получает столько денег, что сам в состоянии содержать команду, попробуй с ними справиться! Надо иметь сильный характер.
— Мне показалось, что с уходом Лобановского команда не так уж строго придерживалась игровой дисциплины… Неужели смерть Мэтра произвела на игроков такое сильное впечатление?
— Об этом, обычно, говорят, когда надо оправдать поражение… Согласен. Многие игроки сегодняшнего «Динамо» не в состоянии сыграть «через не могу»: это ведь не то, что прыгнуть сзади на ахилы — заработать «висты» для отчета… В Большом спорте все надо делать на пределе своих возможностей, в спорте не бывает легко. Вспомни, как сражались на поле Вася Турянчик, Федя Медведь, Йожеф Сабо, Володя Щегольков. Да от «Щегла» нападающие убегали на противоположный фланг — такое он производил на них «неизгладимое впечатление»… Были люди!..
— Были предложения уйти из «Динамо»?
— Когда-то, уже работая в Москве, покойный Аркадий Галинский пригласил нас с Лобановским в гости к Константину Симонову. Был там и Константин Бесков. Естественно, речь зашла о футболе. Вот тогда я и услышал о всяких заманчивых предложениях. Но мы ведь всегда были патриотами Киева и Украины!
— Кстати, Галинский на «Радио «Свобода» часто выступал со всякого рода разоблачениями, изобличал «договорные» матчи, продажных судей…
— Всякое ведь было. Помню, когда играл на Сахалине, бывало такое, что за весь сезон ни одна команда не могла с нами справиться — судьи «не разрешали». Особенно запомнился один москвич, большой любитель икры — такое высвистывал!..
— Так-таки за икру и продался?..
— Почему продался! Дарили ему килограмма полтора, а остальные десять он покупал за собственные…
— Сегодня трудно зарабатывать деньги. Ты, конечно, — на пенсии. А до этого?
— Работал лет 15 за небольшую зарплату на небольшом заводе, который сегодня обанкротился…
— А почему не работал по специальности? Столько разговоров о запустении в детском футболе…
— Наверное, характер не позволяет. Когда-то пробовал на «Большевике»… Не смог обижать детей — то мячей, то формы нет… А потом эти суровые детские соревнования, когда за очки там устраивают такие разборки!.. Трудно себя ломать.
— Чего не хватает украинскому футболу, чтобы им заинтересовались зрители?
— Все считают — качества игры. Но я уверен, что мы еще не знаем, сколько у нас талантливых молодых игроков — «тасуются» между командами высшей и первой лиги одни и те же… А в первую очередь футболу необходимо внимание тех, у кого власть в стране и, конечно, деньги. Вспомни, как интересовался футболом Щербицкий! Боюсь, доиграемся до того, что повытаскивают из страны всех мало-мальски способных — вплоть до детсадовского возраста. «Селекционеры», работающие на чужого дядю, уже увозят за границу двенадцатилетних — этим, думаю, будет там неплохо… А несчастные зрители обзаведутся «тарелками» или кабелем, напьются с горя пива, усядутся к «ящику» и будут глазеть на первенство английской (итальянской, немецкой, испанской…) лиги… Я давно уже смотрю футбол по телевизору — забыл когда был на стадионе.
— Не может быть!
— Когда за ветеранов отвечал Сабо, нам выдавали пропуска. Мы сидели рядом, следили за игрой, вспоминали прошлое, комментировали… Сегодня о нас забыли.
— Ну, а хоть какие-то пенсии выделили?
— Спасибо, в список динамовских пенсионеров я попал. Сколько ведь нас уже осталось!..
— Чем интересуешься, кроме футбола?
— Да, я нормальный человек. Люблю и кино, раньше вон даже в Оперу ходил, на балет. Дружу с художниками, поэтами. На Сахалине когда-то долго гастролировал Иосиф Кобзон — так он приходил на стадион, а я — на концерт.
— Слышал от кого-то, что во время сахалинских гастролей вы с Кобзоном любили закрыться от чужих глаз в гостинице и за бутылочкой «оковытой» вспоминали далекую Украину?..
— Конечно, мы с Йосифом на Сахалине были заметными фигурами, поэтому вокруг нас и роились слухи… А что касается «нарушения режима», я уже в этом покаялся…
«В бой идут одни старики» Леонида Быкова помнишь? Там играл Юрий Саранцев — дружили мы с ним… Мало? «Зюзю» Высоковского из Театра Сатиры помнишь? «Люлёк»… Как он любит наш киевский футбол! Вообще-то, в Москве очень много почитателей киевского «Динамо»! Эти никогда не скажут: «Хохлы прилетели»…
— Что еще осталось? О политике, думаю, ты говорить не станешь…
— А почему бы и нет — о ней разве что глухой не сплетничает… А Блохин даже в Парламенте заседал!.. Но не хотелось бы, чтобы политику смешивали с футболом.
— Спасибо за откровенность. Осталось «последнее слово»…
— К молодежи что-ли? Наверное, надо убедиться, в чем твой талант и сделать все, чтобы его развить. Стоит верить в лучшее. Надо держаться с достоинством и не терять, как говорят японцы, лицо. Трудно без поддержки друзей — без этого совсем худо…
 
Загрузка...


Источник: ПРО ФУТБОЛ | Прочитать на источнике

 

Добавить комментарий к новости "Валентин ТРОЯНОВСКИЙ: «Многие игроки сегодняшнего «Динамо» не в состоянии сыграть «через не могу»"

Ваше имя:

Ваш email адрес: (email не публикуется на страницах сайта)

Комментарий:



Календарь
Новых вестей сегодня: 6
Новых вестей вчера: 17

Сегодня | 7 дней | 30 дней

<<

Октябрь 2024

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Комментарии

Кировоград-25: история в погонах

Стрелец. 15-08-2023 08:45
Грязь там осталась, а не офицеры.. ...

Підвищення кваліфікації вчителів онлайн: оптимальний вибір

КатеринаШ. 23-02-2023 10:52
Порадьте зручний LMS для викладання онлайн, бажано не англомовний. . ...

Polly Group Ukraine

Avenue17Ru. 21-10-2022 14:16
Мне кажется это очень хорошая идея. Полностью с Вами соглашусь.
. ...

На дачу едут на одной ноге!
Но на этом испытания пенсионеров не заканчиваются – впереди пешие марш-броски по 3-5 километров

ОbMalv. 19-11-2021 11:51
Спасибо, ваш сайт очень полезный!
. ...

Закупівля нових «Пакунків малюка» під загрозою зриву

Ольга. 11-05-2021 18:00
Господи... Неужели у нас не один процесс не обходится без коррупционных схем? Нормально же выпускали эти бейби боксы до 2020-го года. Что потом пошло не так? Такое ощуще. ...

Что делать, если шиномонтажник сорвал резьбу на шпильке авто?

MSCLYPE. 31-03-2021 15:52
Группа компаний "Азия-Трейдинг" предлагает услуги таможенного оформления в морских портах Владивостока и порт Восточный. Вместе с таможенным оформлением мы оказываем услуги международной перевозки сборных и контейнерных грузов. ...

IT сервисы Google Cloud для рядового сотрудника от Wise IT

Наталушко. 31-10-2020 04:47
На заметку! Полезная статья как обезопасить личные данные в интернете. Актуально, как никогда ранее. Имхо. ...

Человек-легенда Лев Абрамович Наймарк

Андрей Александрович Снежин. 23-10-2020 17:24
Я бывший ученик Льва Абрамовича Наймарка. Благодаря ему я успешно поступил в Харьковский авиационный институт, успешно его окончил. Работал в авиации в г. Ульяновске на АО "Авиастаре - СП", бывший УАПК. ...

DINERO підсумовує результати року

Тимофій. 16-01-2020 15:17
Стабільне положення команії Дінеро на ринку МФО красномовно підтверджує 2 аспекти: по-перше, що банківські методи підходу до кредитування фізичних осіб віджили себе, і їх однозначно потрібно змінювати. ...

Після голкотерапії люди стають сильнішими

Анна. 06-10-2019 21:22
надайте контактні дані Марії Миськів. ...

Что такое ВсеВести.com?

ВсеВести.com - это система поиска региональных новостей и объявлений, где вы сможете найти ежеминутно обновляемую информацию из тысяч источников, опубликовать свои новости и объявления, обсудить события или, за считанные минуты, создать собственную ленту новостей. Подробнее...

Погода

Книга жалоб Казахстана

Книга жалоб - это сайт для подачи жалобы или отзыва на государственые учреждения, бизнес, на определенных людей и на государственных служащих на территории республики Казахстан. Жалобная книга Казахстана EGOV.PRESS не является официальным ресурсом. Например, для подачи жалобы на незаконные действия прокуратуры или суда, необходимо авторизаваться через социальные сети. Также мы рекомендуем доску объявлений.

Украина



Курсы валют

Курсы валют







О проекте | Контакты | Реклама на сайте | Карта сайта